?

Log in

No account? Create an account
"Хранители" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

"Хранители" [Mar. 15th, 2009|01:55 am]
olnigami
[Tags|]

А я на этой неделе все-таки сумел отсмотреть «Хранителей». Фильм безусловно шедевральный. Мы уже привыкли за последнее время к нестандартном кинокомиксам и демонстрации супергеройской жизни со всяких непривычных сторон, но «Хранители» в этом отношении вне конкуренции. Супергерои в этом фильме все какие-то неправильные: кто-то циник и приколист, кто-то не совсем нормален, кто-то реализует свои сексуальные комплексы, переодеваясь в костюм с маской. Единственный среди них настоящий супермен с экстраспособностями с каждым годом все больше теряет человечность и превращается в этакого синекожего людена. Да и у остальных с годами только прибавляется проблем.

Действие фильма разворачивается в параллельном 1985 году, в которой Америкой вот уже много лет правит Никсон и вот-вот разразится атомная война. Мир «Хранителей» пропитан жестокостью и отчаянием, и супергерои тоже поддаются общему настроению, кто-то оставляет эту профессию, кто-то окончательно отбрасывает мораль и сам начинает вершить правосудие. И дело постепенно движется к весьма неоднозначному финалу в стиле русских революционеров конца 19 века: «Вопрос, на который мы должны ответить, звучит не как: сколько людей необходимо убить, чтобы на земле установилось царство справедливости, а сколько людей необходимо оставить в живых, чтобы на земле установилось это царство» (не помню кто, Нечаев, кажется).

Кстати, Россия конца 19 века в фильме проступает то и дело, и в вопросах, которыми задаются персонажи, и в обстановке трущоб, бедности и бесчеловечных преступлений, так и кажется, что это никакой не Нью-Йорк, а самый что ни на есть Питер, где по дворам-колодцам скитается Раскольников с топором за пазухой. Да и полноте, ведь троица супергероев, вышедших за пределы человеческой морали, превратившихся в ницшевских сврехлюдей, как будто сошла со страниц Достоевского.

Роршах – Иван Карамазов. Его душа до такой степени уязвлена людскими страданиями (и заметьте, ломается Роршах, так же как и Иван, когда дело касается убитого ребенка), что он разочаровывается в Боге, отрицает Его существование и начинает сам судить и карать. В Роршахе нигилизм Ивана доведен до крайности, даже до гротеска. Там, где Иван ограничивается разговорами и внутренними терзаниями, Роршах калечит и убивает.

Комедиант – Дмитрий Карамазов. Та же смена настроений, та же чувствительность за маской бесшабашности и цинизма, те же пьяные, сексуальные загулы. Но, как и в случае с Роршахом, Комедиант – гротескная фигура. Дмитрий постоянно борется со своей темной, карамазовской стороной (хотя и постоянно проигрывает), а Комедиант целиком отдался этой стороне, и что-то светлое в нем просыпается только изредка.

Ну а Алеша – это, конечно, Озимандия. Красивый, умный, ласковый, очень добрый. Но ведь и у Алеши есть слабое место – это как раз его доброта и любовь к человечеству, которые еще неизвестно куда его завели, если бы Достоевский закончил свой роман. Но вот Озимандию его доброта завела очень далеко, дальше, чем двух других «сверхчеловеков».

Это что касается сценария, который сделан очень-очень близко к исходному комиксу. Но ведь это ж все еще и оформить надо было, и с этим режиссер справился на пятерку. Есть и спецэффекты, и грамотно подобранный саундтрек, и актерская игра. Все очень четко, пусть местами и несколько спорно – зачем понадобилась порно-сцена в середине фильма я так и не понял, да и настойчивые демонстрации полностью обнаженного Доктора Манхэттена в полный рост тоже несколько смущали. Еще поначалу я обалдевал от тошнотных кровавых сцен, но потом заметил, что море крове, кишки и черепа – это своего рода визуальный лейтмотив Роршаха. Если он появился на экране, значит, будет что-то очень и очень неприятное. И ведь действительно – бывает ведь так, что одних людей по жизни преследуют криминальные случаи, а с кем-то, наоборот, никогда такого не случается. Понятно, это во многом и от образа жизни зависит, и от угла зрения на мир – кто во всем ищет следы агрессии, тот их находит... но все же и обстоятельства жизни порой так складываются, что вот кого-то постоянно окружает насилие (точно так же как, бывает, что кого-то то и дело приглашают выпить, даже если он уже много лет как в завязке, или у кого-то постоянно возникают романы с женщинами, хотя он сам уже от этого устал, а вот оно все равно как бы само возникает...).

Вот. А что касается Роршаха, то сыгран он просто бесподобно. Вот сейчас любят говорить: «Спецэффекты, Спецэффекты, побольше и подороже». А все равно актерскую игру никакие спецэффекты не заменят. Они могут ее оттенить, улучшить, что-то добавить, но основа-то – актер. А ведь такую личность, как Роршах сыграть очень непросто. Невысокий, худощавый, спокойный и безжалостный. Там, где другие супергерои действуют массой и силой, он берет свое скоростью и лютой злобой. Он – рысь среди медведей. Опасный, очень опасный. Пожалуй, один из лучших моментов фильма – когда бывший напарник Роршаха, Филин, ссорится с ним, а потом мирится, и Роршах протягивает ему руку в знак возобновления былой дружбы. А Филин медленно и робко протягивает руку в ответ, и на его лице явно читается страх перед тем, что Роршах эту самую руку сейчас сломает, потому что он псих и никогда не знаешь, чего от него ждать. А ведь ближе, чем Филин, у Роршаха никого нет. Что уж там говорить о том, как другие люди к нему относятся.

Ну ладно, там еще много можно сцен пересказывать, благо, как я писал выше, и материал исходный качественный, и на экран перенесено все тщательно и умело. Так что рекомендую – лучше посмотрите сами, кто еще не видел. Только вот детей на просмотр лучше не брать. А то ведь придется то и дело закрывать им глаза ладонями. И уши тоже.

PS Да, еще интересно. Я посмотрел в сети отзывы на «Хранителей» и был весьма позабавлен тем, что кое-кто увидел в фильме антисоветскую агитацию и напраслину, возводимую на СССР. Подозреваю, что людям, родившимся в середине 80-х, этот фильм (и исходный комикс) просто не понять. Потому что они никогда не жили в постоянном ощущении, что мир вот-вот погибнет в ядерной войне. И не испытывали того невероятного чувства облегчения, что последовало за переговорами Горбачева и Рейгана об ограничении атомного оружия. И крайне неприятного понимания, что вину за эту жизнь в постоянном ожидании конца несут обе стороны, и что твоя страна в нагнетание напряженности внесла ничуть не меньший вклад, чем противник, и ненависти к политикам и их игрищам, из-за которых мир может погибнуть в любой момент.

Ничего этого молодежь не знает. И никак им этого не объяснишь, потому что это надо самому пережить. Так что «Хранители» - это фильм не для них, а для нас, тех, кто помнит.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: olnigami
2009-03-15 09:55 pm (UTC)
Ага, такое странное ощущение - смотришь и думаешь: "что-то знакомое, где ж я это читал..."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovch_777
2009-03-24 07:10 pm (UTC)
Актеры да. И самый гениальный "хранитель", и самый сильный. Просто впечатляющее спокойствие и выдержанность. Не знаю, как объяснить, но смотришь на них и получаешь удовольствие. Наверное озвучка тоже хорошая.
Хотя я собрать "всё до кучи" наверное не смог. Уж слишком, мягко говоря, экстравагантный сюжет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-03-25 10:56 pm (UTC)
Да, про озвучку забыл упомянуть. Редкий случай, когда совсем не раздражает.
А в сюжете есть несколько заметных натяжек, причем перешли они туда из комикса. У меня такое ощущение, что первоначальный замысел был немного другим, но с комиксами проблема в том, что печатаются они выпусками, так что нельзя подредактировать первые части.
(Reply) (Parent) (Thread)