?

Log in

No account? Create an account
"Ben X" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

"Ben X" [Apr. 4th, 2009|01:51 am]
olnigami
[Tags|]

Первым делом, хочу сказать спасибо пользователю loogaroo из сообщества drugoe_kino , что рассказала про этот фильм. Я его смотрел в он-лайне, к сожалению, не запомнил где именно, но найти в Яндексе несложно.
Итак. Герой фильма, молодой человек с синдромом Аспергера (то есть с нарушениями в эмоциональной сфере и социализации, таких еще называют «аспики»), как это часто бывает с такими людьми, он до крайности увлечен хобби – игрой в MMORPG; там он могучий боец 80-го уровня, храбрый и сильный (Ben X – это, кстати, его ник), а в жизни он – изгой, над которым постоянно издеваются одноклассники.

Уровень достоверности в фильме - потрясающий. Мама главного героя проговаривает вместо него те фразы, которые он, по идее, должен был ей говорить, точно так же как это делала моя мама (я как увидел - вздрогнул) и точно так же просит поцеловать в щечку... и точно так же обижается, что он, как и я, делает это механически, безэмоционально. Или вот еще эпизод, когда герой перед зеркалом тренируется улыбаться, чтобы вызывать симпатию у людей, и удивляется про себя, зачем люди это делают. И когда смотрит на целующуюся парочку и недоуменно спрашивает себя: «зачем они обмениваются слюнями?». То и другое мне очень хорошо знакомо, хотя искусство улыбаться я освоил довольно рано (у меня, похоже, не столь тяжелый случай, как у этого парня), а вот насчет поцелуев недоумеваю до сих пор: по-моему, это крайне негигиенично, и неэстетично, и нелогично, не знаю, зачем люди этим занимаются, хотя, да, наверное, эндорфины во время влюбленности бьют по мозгу как наркотик, и под их влиянием не такое выкинешь... но все равно – мне не понять.

Ну да неважно, главное, что режиссер (он же и сценарист) очень точен, и мне даже показалось, что либо он сам аспик, либо очень хорошо и близко знал аспика, потому что такие детали, как проговаривание фраз вряд ли можно найти в книжках.

Эпизоды школьных издевательств над главным героем очень сильно, даже, пожалуй, чересчур. Какая-то уж очень разболтанная у них школа, до неприличия. Там, где я учился, всяко бывало, но все же народ у нас был более менее нормальный и старался слишком уж сильно не зарываться, да и учителя дисциплину блюли строже. Но, конечно, очень хорошо и точно показана беззащитность аспиков, неспособность постоять за себя. Я вспоминаю себя, особенно в старших классах, да, все так и было. Мне вот, кстати, еще везло, ну, опять же, всякое бывало, конечно, но хотя бы систематически не травили. А вот другому парню из параллельного класса было куда хуже. Над ним группа сотоварищей издевались каждый день. До школы, на переменах, после уроков, и так года два наверное, потом им это просто надоело. Я помню тогда еще решил для себя, что если эти ребята вот так же до меня докопаются, я украду в кабинете труда молоток и хотя бы одному проломлю голову. Сомневаюсь, чтобы мне действительно хватило злости на такой поступок, но слава Богу до этого дело не дошло.

Еще в фильме очень точно показана неспособность учителей и родителей защитить парня-аспика. Они, конечно, делают все возможное, но если уж стая взялась травить чужака... она своего добьется тем или иным способом. Хотя, повторюсь, в моей школе народ все таки старался держаться в рамках, и учительского приказа «не трогать» хватало на некоторое время. Мне, кстати, уже после просмотра вспомнился еще один эпизод из школьной жизни. Как-то раз то ли по радио, то ли в газете рассказывали про одного школьника, который, не вынеся издевательств одноклассников, покончил с собой, спрыгнул с крыши школы. Помню, после этого репортажа и учителя, и одноклассники вдруг стали со мной так бережны, интересовались, как у меня настроение, не донимает ли меня кто, а то мало ли вдруг. И только один парень, который постоянно меня подкалывал, сказал: «если надумаешь прыгать, только не с нашей крыши, у нас всего четыре этажа, не разобьешься».

Ладно, возвращаюсь к фильму. Если первую часть, касающуюся отношений с матерью и школьных измывательств, режиссер сделал на пятерку, то вот романтично-слащавый финал вызвал у меня изрядное недоумение. Ну да, я понимаю, показать все, как оно есть на самом деле, было бы слишком жестоко, потому что в принципе у героя кроме самоубийства иного выхода не оставалось и что режиссеру хотелось найти какой-нибудь, пусть даже и не реалистичный, выход, но получилась просто сказка, такая подростковая любовно-героическая фантазия. Я не спорю, что в жизни всякое бывает, и может действительно могло случится, что герой повстречал девушку в виртуале, что они подружились, что она ему помогла в реале, но вероятность этого близка к нулевой.

И насчет любви я, пожалуй, тоже немного поясню. У аспиков – большие проблемы в отношениях с противоположным полом, это понятно. Но! Насколько я могу судить, проблемы возникают со сверстницами, у которых есть свое представление об идеальном мужчине и аспики под него ну никак не подходят, другое дело – женщины взрослые, лет за 30, а то и за 40. В их представлении аспик выглядит вполне достойным человеком: тихий, спокойный, умный, «не пьяница, не бийца, одной жены муж», зачастую неплохо зарабатывает. Да и потом – когда у аспика заживают душевные раны, нанесенные в школе, и он перестает ссутулиться, пугаться и шарахаться от каждой тени, когда у него повышается самооценка, потому что, оказывается, это в школе он - «плюнутый всеми», а во взрослой жизни благодаря уму и знаниям он – ценный и уважаемый работник, и тогда аспик выглядит уже куда более привлекательно, чем в школьные годы. Так что если сверстницы видят в своем однокласснике-аспике то, что есть сейчас - бестолкового, смешного неудачника, то взрослые женщины видят в нем то, что будет, и его будущее им симпатично. По крайней мере, за себя могу сказать, что если от сверстниц я никогда не видел ничего, кроме в лучшем случае насмешек, а в худшем – нескрываемого презрения, то от взрослых женщин в основном исходили теплые чувства и это меня немало поддерживало. Так что если бы в фильме в героя влюбилась женщина лет так 35 или поболее, в это я бы поверил, а так... фантазия и ничего больше.

Что же до художественных достоинств фильма, снят он очень хорошо. Удачная находка - чередование реальных эпизодов сценами из RPG, в которую играет главный герой, и куски из интервью с его учителями и родителями. Но главное – чувствуется, что для режиссера это очень важная лента, очень личная, искренняя и болезненная, он это снимал не для того, чтобы награду на фестивале получить. Ну и конечно – кино рекомендуется всем, кому интересно узнать о том, как смотрят на мир люди с синдромом Аспергера. В фильме это показано настолько близко и достоверно, насколько возможно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: strannik1
2009-04-03 11:13 pm (UTC)
В школах очень не хватает уроков социализации, психологической работы над собой, повышения своего статуса итп. Всё то что дают многочисленные психологические школы, клубы и тусовки. Ребятам с "мозгами" они бы очень помогли избегать издевательств в школе и научиться общаться. Увы...
У меня в школе, да и после тоже были большие проблемы, но смог взять себя за шкирку и поднять. Это решаемо и дело техники и IQ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-04-04 08:12 pm (UTC)
Я удивляюсь каждый раз, когда слышу фразу «основное назначение школы – социализация детей». По-моему, в том виде, в каком школа существовала в советские времена, она давала навыки для жизни в обществе только при условии, что после школы выпускники сразу будут отправляться в тюрьму или казарму. Уже в институте и обстановка совсем другая, и отношения между студентами другие. А уж про работу я не говорю – навыки школьной жизни там по большей части бесполезны.
А кружки и психологическая работа – это, конечно, да. Когда есть осознание цели, общего дела, увлечения, тогда и в школу приходить приятно. В советские времена все-таки старались эту внеклассную работу поддерживать, и самоорганизацию устраивать в виде пионерских дружин, но, к сожалению, это все выродилось в формализм и принудиловку. А так, я думаю, многие наработки даже из тех времен могли быть и сейчас использованы, да и зарубежный опыт есть немалый.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strannik1
2009-04-05 11:05 am (UTC)
Я говорю именно о том "чем должна быть".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loogaroo
2009-04-04 04:20 am (UTC)
очень интересно, спасибо!

по поводу второй части фильма - девушка нереальна, после того как она садиться на поезд и уезжает, она уже не возвращается и находится лишь в мозгу у парня.

хотя и реалистичность остального - как он продумал это выдуманное самоубийство, заснял его и т.д. это мне кажется не очень реальным для человека с синдромом аспергера. ну да ладно, меня впрочем концовка очень порадовала я ведь приготовилась уже к тому что Бен покончит с собой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-04-04 08:23 pm (UTC)
На самом деле, я понимаю, почему режиссер пошел на такой ход. Без этой фантазии не было бы в фильме «изюминки», двойного дна, получилась бы документальная зарисовка и ничего больше. А так, герой ушел в мир своей фантазии, так что ему осталось хоть какое-то утешение. Вообще, аспикам тяжело дается насилие, в том числе и в отношении самих себя. У них другие методы решения проблем, в частности, создание такого вот выдуманного мира.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zg_bella
2009-04-06 04:41 pm (UTC)
извините, вы всё говорите "это реалистично, а вот этого быть не может", вы всё это знаете непонаслышке? извините за личный вопрос, но у вас такая же проблема как у Бена? или вы просто аутсайдер и считаете, что ситуация в принципе схожа?
сомневаюсь, что режиссёр фильма болен аутизмом. он просто высказался по проблеме детей, с которыми негуманно обращаются в школе.
а девушка - это, как уже сказали выше, плод его воображения. как, например, в парке, после того как у Бена отобрали теелфон и засунули в рот белую таблетку радости. своеобразная лазейка из того мира, который к нему несправедлив. ему нужна помощь, ему нужна поддержка, ему нужно чьё-то понимание. может ему нужна сопричастность. благодаря девушке он это обретает. он был счастлив, когда просто сидел рядом с ней в поезде. не нужно говорить, она уже в его сердце. там и останется. вместе. он ей расскажет о лошадях, а она смешная. и оказывается, что в поцелуе есть что-то приятное. и это весело.
как-то режет слух(глаз), когда слышишь слово "аспик", как-то плохо. просто мальчик. просто Бен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-04-06 06:05 pm (UTC)
Скажем так, официально диагноз "синдром Аспергера" мне не ставился, но я вижу в себе проявления отдельных симтомов, характерных для этого синдрома. Не столь сильно проявленных, как у Бена, но все же.
>сомневаюсь, что режиссёр фильма болен аутизмом
Я в данном случае всего лишь высказываю предположение, основанное на том, что режиссер приводит в фильме мелкие детали, которые вряд ли известны врачам, в частности, в общении Бена с матерью. Впрочем, не исключено, что среди его близких родственников есть человек с синдромом Аспергера.
>ему нужна помощь, ему нужна поддержка, ему нужно чьё-то понимание.
Согласен. Я бы только добавил, что все это ему нужно от воображаемой девушки, потому что с реальной у него ничего не выйдет. Бен, впрочем, это вполне понимает.
>как-то режет слух(глаз), когда слышишь слово "аспик"
Вообще-то это своего рода самоназвание у людей с синдромом Аспергера.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zg_bella
2009-04-07 10:24 am (UTC)
а ещё мне кажется, что конец фильма вовсе не слащаевый, а трагичный "до-нельзя". вспомните, когда все узнали, что Джон Нэш не только видит, но и разговаривает с людьми, которых нет, его объявили сумасшедшим и заставляли есть маленькие таблетки, которые ему совсем не нравились. шизофрения едва ли похожа на рай, и едва ли предвещает хорошее завершение неочень удачного периода в жизни. нет, мальчик-то пропал, пропал для окружающего мира. и это очевидно. ушёл в свой мир, свой собственный, где у него есть люди, с которыми ему хорошо, где он может просто расслабиться и жить как все. из двух зол выбирают меньшее, там ему по крайней мере сейчас хорошо.
а по поводу аутизма... я думаю, это одно из двух самых страшных заболеваний, с которыми можно появиться на этот свет ( первое - это СПИД ). так что надеюсь ( и на сто процентов уверена ), что вы этим не страдаете. это как-то не пропускается...
вот ещё фильм "Без ума от любви": про любовь между двумя аутистами. как им тяжело. вот там всё хорошо. трагикомедия, конечно, но конец счастливый. сравните. там у вас будет ещё больше оснований поспорить с режиссёром: )))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-04-08 08:25 pm (UTC)
Я не думаю, что в данном случае имеет место быть шизофрения, просто у Бена появился еще один эскапистский мир в дополненне к миру онлайн-игры. Но путать его с реальностью он никогда не будет, аспики эти вещи четко различают. Другое дело, что может начать принимать наркотики или алкоголь, чтобы забыть о своей боли.
И кстати, синдром Аспергера это все-таки не аутизм, аспик не столь сильно замкнут в себе и своем внутреннем мире. Кроме того, с годами происходит частичная компенсация синдрома Аспергера, и немало людей с официально диагностированным синдромом добивались в жизни больших успехов. Я думаю, и у Бена есть неплохой шанс, если он оставит игры и займется чем-то более практичным. А то, что было в школе забудется, и эта девушка забудется. Будут потом только изредка всплывать воспоминания, отдаленные, как будто не с ним. Главное, что не покончил с собой. Пока жив, есть еще шанс.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zg_bella
2009-04-09 02:31 pm (UTC)
надеюсь, что вы правы и у людей всё-таки получается справиться с действительностью. это как-то успокаивает. и вы правы, что многие с таким диагнозом добились многого. это хорошо всё. спасибо за разговор. было интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)