?

Log in

No account? Create an account
"Жук в муравейнике" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

"Жук в муравейнике" [Jun. 11th, 2009|01:32 am]
olnigami
[Tags|, ]

Поучаствовал сегодня в небольшом обсуждении «Жука в муравейники». Как-то очень быстро мы скатились на разговор о допустимости/недопустимости прогрессорства, это тоже важная тема, но все же, на мой взгляд, не столь интересная, как личность Льва Абалкина.
На самом деле, интересно, как мировоззрение, то, что ныне называют «бэкграунд», влияет на восприятие произведения. Вот у меня, допустим, «детонаторы» однозначно ассоциируются с белым камнем из Апокалипсиса («побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает»), отсюда же, под влиянием этого образа, разворачивается мое понимание текста повести.
Лев Абалкин мне кажется человеком, которому весь мир очень долго втолковывал, что нет никакого Абалкина-самого-по себе, есть Абалкин-для-Земли, есть Абалкин-для-учителя, Абалкин-для-начальства, Абалкин-прогрессор, Абалкин-как-он-видит-сам-себя ну и так далее, а потом однажды он понял, что все эти личины – ложь, что ему с самого детства все лгали, и он отправляется в паломничество, чтобы найти самого себя. Не того Абалкина, которого видят окружающие, не того, каким они хотят, чтобы он был, а таков, какой он есть на самом деле. И во время поисков он узнает про камень, связанный с ним, ключ к его подлинному бытию. Кто бы отказался от такой возможности – узнать подлинного себя, такого, каким ты существуешь, когда тебя никто не видит, кроме Бога (а ведь существуешь ты только потому что Бог на тебя смотрит, и ты исчезнешь, если Он смотреть перестанет), и эта та самая точка, где ты можешь увидеть и самого себя, и увидеть Бога, смотрящего на тебя (кстати, именно в этом смысл «смерти Бога», о которой говорил Ницше – Бог умер в тот день, когда люди решили, что никакого подлинного «я-каков-я-есть» не существует, есть только «я-каким-меня-видит-другие» и «я-каким-я-сам-себя-вижу»). Но на пути к этой точке придется многое преодолеть, и где-то там, в самой близи к этому месту стоит дядька с пистолетом. У него много имен – Мара, Отец Лжи, Экселенц, Агент Смит. Это он сплел и продолжает плести паутину обмана, это он сделает все, чтобы ты не узнал, каков ты есть на самом деле.
Этого последнего испытания Лев так и не смог преодолеть – не упала на его окровавленную грудь Майя Глумова и не воскресила его поцелуем. Почему? Да потому что нет между ними никакой любви. Страсть есть, а любви нет, потому и чуда не происходит. Дядьку с пистолетом можно победить только любовью и верой. А Лев Абалкин слишком занят собой и своими переживаниями, чтобы отвлекаться на любовь, а верить хоть кому-нибудь он уже не хочет. Так паломничество за истиной приводит к гибели, если пускаешься в путь, не имея ни любви, ни веры.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: edelberte
2009-07-29 02:40 pm (UTC)
Не со всем, как вы понимаете, согласна, но мысли у вас очень интересные. Увлекают.
А почему вы говорите - МЕЖДУ НИМИ не было любви? У Глумовой-то - была.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-07-29 09:31 pm (UTC)
Да я, пожалуй, и сам тут далеко не со всем согласен, но настолько сильная получилась мысль, что я просто не мог ей не поделиться с френдами.
А Глумову мне всегда было очень жалко. Любовь без взаимности - печальная любовь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edelberte
2009-07-29 09:50 pm (UTC)
И мне.
Самый сердечно прописанный персонаж. Остальные - больше для ума.
(Reply) (Parent) (Thread)