?

Log in

No account? Create an account
Семинар о православии - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Семинар о православии [Jul. 18th, 2010|01:27 am]
olnigami
[Tags|, ]

В блоге oleg_gavrysh выложено видео с семинара Павла Тогобицкого «Во что верят православные»: http://oleg-gavrysh.livejournal.com/78120.html#cutid1
Тогобицкий рассказывает о течениях в современном русском православии, о роли предания и о православном понимании спасения. Довольно подробно, с хорошим знанием дела и достаточно объективно (хотя от пары шпилек все же не удержался). Интересное у него представление расклада сил внутри православия, хотя, понятное дело, несколько упрощенное, но я до сих пор не встречал такого четкой и внятной классификации. Православные стараются свои внутренние разногласия не афишировать, так что о разных течениях внутри православия и около него приходится узнавать по косвенным данным.

На последнем видео сурьезный юноша в костюме недоумевает, почему церковь с таким неправильным богословием столь популярна, а Павел Тогобицкий ему пытается объяснить то же самое, что я повторяю, когда заходит разговор о православии – что православное богословие внутри себя вполне логично, связано и систематично, хотя эта логика и систематичность не такая, к которой привыкли мы, воспитанные на западном методе анализа и рассуждения. Но я не согласен с другой мыслью Тогобицкого – что православное богословие далеко отошло от Евангелия. Христианское богословие, и не только догматы, но и сам язык разговора о Боге после Евангелия создавались церковью в первые столетия ее существования, а затем, можно сказать, этот язык разошелся на два диалекта – западный и восточный, а затем эти диалекты превратились в два относительно самостоятельных (хотя и во многих вещах схожих) языка, в свою очередь тоже разбились на диалекты, и сейчас мы уже с трудом понимаем друг друга. А какой из этих языков-трактовок правильнее... да оба они «неправильные», потому что оба они происходят от языка ранней церкви и сильно отличаются от этого языка, точно так же как и латинские языки – это «по-разному неправильная латынь». Хорошо еще, что нас объединяет выработанный ранней церковью Никео-Константинопольский символ веры, своего рода последний словарь единого языка, после которого пошло разделение.

Автор постинга пишет что представленный материал - это «то, чему учат в протестантской Реформатской Церкви», хотя, на деле, насколько я знаю, в протестантских церквях о православии вообще не учат. Не то чтобы это было безразлично, все-таки некоторый интерес к православию в протестантской среде существует, но в основном у тех, кто активно интересуется богословием и благовествует в реальном мире или в Интернете. А что до остальных верующих – шанс встретиться с настоящим, не номинальным православным, у них невелик. Во-первых, и протестантов, и православных в России очень и очень мало, во-вторых, и те, и другие стараются кучковаться внутри своих маленьких субкультур, ограничивая общение с другими конфессиями лютыми спорами на форумах, в-третьих, играет свою роль социальный фактор – так сложилось, что православные в основном принадлежат к гуманитарной интеллигенции, а протестанты больше ориентированы на средний класс, так что им в реальной жизни и встретиться-то практически негде, и общий язык найти затруднительно. Соответственно, и неоткуда появиться настоящему интересу друг к другу. И это жалко, потому что контакт между двумя разными богословскими течениями был бы интересен и тем, и другим. Но как знать, может, когда и та, и другая конфессии действительно станут массовыми, будут составлять хотя бы по 10% от населения России (что, честно говоря, при нынешнем положении дел видится недостижимой утопией), может, тогда появится желание диалога. Главное только, чтобы диалог не перерос в войну.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: olnigami
2010-07-18 10:32 am (UTC)
Вопросы не столько тупые, сколько с явной агрессией в сторону православных. Как всегда - наехать проще, чем выслушать другую сторону и разобраться в чужом мировоззрении.
>>В принципе вся лекция довольно унылая и пахнущая нафталином.
Я бы скорее сказал, что лектор старается сохранять объективность и не разрушать представление слушателей о себе как о носителях единственно верного и здорового учения. Но все же, надеюсь, эта лекция хоть на кого-нибудь из них подействовала и заставила задуматься.
(Reply) (Parent) (Thread)