?

Log in

No account? Create an account
Современное фэнтези - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Современное фэнтези [Dec. 23rd, 2010|12:49 am]
olnigami
[Tags|]

Подумалось тут – а все-таки русскоязычному фэнтези 90-х очень повезло, что оно находилось под таким огромным влиянием Толкина. Благодаря этому хотя бы одно десятилетие в русском фэнтези преобладали христианские и околохристианские темы и мотивы (не говоря уж о том, сколько авторов и поклонников фэнтези сами стали христианами). Даже главное «антитолкиновское» произведение той эпохи, «Черная книга Арды», все равно обращалось к тому же кругу идей, только «с обратным знаком».

А потом как-то все тихо-тихо, плавненько изменилось. В фэнтези проникли любители «войнушки» во всех ее проявлениях и христианские мотивы и вымыли христианские мотивы из этого жанра. Знаковым произведением в этом повороте стал «Последний кольценосец» Еськова – тот позаимствовал из мира Толкина географию с историей, но ухитрился отфильтровать все идеи Профессора и создал книгу, которая по своей внутренней морально-этической системе координат никак не пересекается с Толкином.

Впрочем, у Еськова хотя бы имелась какая-то своя этическая система, а потом-то народ пошел лепить красивые пустышки, в которых идей нет вовсе или они какие-то… странные, мягко говоря. Я как-то прочитал одну такую книгу, где наш современник попадает в мир, срисованный с Героев Меча и Магии, и в процессе попадания становится наполовину демоном, наполовину некромантом. Ну дальше там как водится – знакомство с миром, овладение новыми способностями, войны, любовь, приключения, политика.

В последней части героя в каком-то там королевстве убивают, приносят в жертву, но он потом восстает в виде живого мертвеца и уничтожает несчастную страну с помощью некромантской магии – волн скелетонов, зомби, союзных ему черных рыцарей, личей и костяных драконов. Потом у него происходит внутренний конфликт между демонической и некромантской частью; демоническая сторона одерживает победу, и в разоренной стране герой устраивает филиал Инферно с блэкджеком и суккубами, а чтобы немного потрафить и своей некромантской стороне он организует в столице Академию темной магии. Все. Хеппи энд.

Ну и вот как к этому относиться? И ведь книжка-то неплохо написана, с юмором, с драйвом. Читается легко и ненапряжно. Персонажи хорошо прописаны, интрига есть, врезается в память, безусловно, – я ее полгода назад прочитал, а вот до сих пор помню. И автор ведь наверняка добрый, хороший человек, и в книге ведь много про дружбу, любовь, верность.

Только вот легкость у автора в душе какая-то… невыносимая и даже немного жутковатая. Ну да, ну уничтожил герой целую страну, ну что с того? Они же первые начали. Ну да, ну демон он, ну некромант, у каждого есть свои недостатки. Но ведь весело же? Задорно? Легко читается? Так чего еще надо? А то, что когда-то российское фентези поднимало Моральные Проблемы, заставляло думать, принимать какие-то решения, вставать на ту или иную сторону – так когда это было. И кому сейчас это нужно?

Я понимаю, что это звучит как старческое брюзжание, мол, вот, в наше время-то ууу… а сейчас – тьфу. И вообще – не нравится, не читай. Это все верно, конечно, только, как говорится, «за державу обидно». Талантливые люди тратят свои дарования, пусть и не большие (автор далеко не Толкин и даже не Желязны), в пустоту, на простое развлекалово. Интересный жанр, обладающий огромными возможностями, мутировал в клоунаду, представления о мире упростились до уровня примитивной стратегической компьютерной игры, граница между допустимым и недопустимым размылась… Или, может, действительно, я становлюсь слишком старым для этого всего?

PS Ах да, вспомнил – еще у нас по толкиновскому миру задолго до Еськова прошелся Перумов, но он в 80-е все-таки скорее считался недоразумением, случайной мутацией, попсой. Никто тогда и не думал, что перумовщина со временем станет мэйнстримом, а Перумов – первой ласточкой.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: hari_tc
2010-12-30 01:00 pm (UTC)
Ну, вообще-то началось еще когда. Маргарита совращена дьяволом и готова предать себя ему целиком за книгу? Участвовала в дьявольском шабаше? Отказалась от бога (о котором, правда, немного и знала до того)? Получила вместо живого существования, в котором еще можно делать выбор, лимбо, в котором выборов уже нет и спасения никогда не будет? И все это с интригой, залихватски, читаешь — не оторваться, а о том, что именно сейчас перед тобой происходит, не задумываешься, кажется, что ты наблюдаешь подвиги во имя любви.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2010-12-30 03:24 pm (UTC)
Положительное описание темных сил началось даже не с Булгакова, а с Серебряного века, декадентства и оккультизма.
Но все же Булгаков в тексте достаточно ясно высказался о двойственном характере этой любви, о ее величии и погибельности, только это не сразу заметно. Я, наверное, только при третьем перечитывании увидел, какими словами Мастер описывает встречу с Маргаритой. "Любовь поразила нас внезапно. Так поражает молния. Так поражает финский нож из-за угла". Мастер все знает об этой любви, но не в силах от нее отказаться. И то же самое с его Книгой - Мастер понимает, что творчество ведет его к безумию, но не может не творить.
Так что Булгаков гибельную сторону такой любви и такого искусства раскрывает в достаточной мере, "Мастер и Маргарита" - это своего рода дневник наркомана, который честно описывает свою привязанность, хотя и придает ей положительный смысл.
А вот нынешние молодые авторы от своей наивности и необразованности сами не понимают чего несут, и с какими страшными вещами играют.
(Reply) (Parent) (Thread)