?

Log in

No account? Create an account
Аниме против теории заговора - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Аниме против теории заговора [Feb. 19th, 2011|11:12 pm]
olnigami
[Tags|]

Аниме-сериал «Код Гиасс», по сути, очень доходчивая иллюстрация темы конспирологии, мирового заговора и тайного правительства. Главный герой сериала, Лелуш, являет собой нечто вроде идеального супермасона – он умен, крайне рассудителен и логичен (прекрасный шахматист!), отлично умеет планировать свои действия, наделен невероятными способностями по манипулированию людьми, и у него есть цель – построить счастливое общество. При этом он, как и положено революционеру, готов идти к этой цели, не считаясь ни с какими жертвами, ну или, по крайней мере, ему самому хотелось бы так думать.

Сюжет сериала строится в основном на том, как Лелуш планирует очередную хитроумную операцию, и как раз за разом его планы не то чтобы срываются, они постоянно заходят куда-то не туда не туда, так что Лелушу приходится срочно, на ходу, их исправлять, и ужасаться тому, как его благие намерения в очередной раз привели к множеству жертв, и как в эти события неожиданно оказались втянуты его друзья… с не лучшими для них последствиями. Причины искажения тщательно подготовленных планов на первый взгляд банальны. Во-первых, недостаток информации о некоторых факторах, которые вмешиваются в происходящее, как, например, новый, супермощный БЧР, внезапно появившийся на поле боя в самом начале сериала (в сериале прием «внезапно» с изменением правил и расстановки сил используется, на мой вкус, чересчур уж часто). Во-вторых, вмешиваются случайности, то есть те события, вероятность которых Лелуш осознавал, но считал эту вероятность пренебрижимо малой и напрасно.

Но есть еще и третья, куда более интересная, причина для провала начинаний главного героя. Личные отношения! Ох уж эти личные отношения. Близкие люди мешают Лелушу больше, чем вся императорская армия, полиция и пилоты боевых роботов. Вот на каком способность планирования шахматиста дает сбой, потому что неожиданно оказывается, что близкие люди – это не фигуры, и что ими не так-то просто пожертвовать. Когда дело доходит до друзей, рациональность Лелуша дает сбои, и это подрывает сам смысл его революции. Он-то ведь хочет устроить жизнь рациональную, понятную, логичную, и сам же себе мешает, поддаваясь человеческим чувствам.

А ближе к концу сериала становится все более заметно, что изначальные мотивы Лелуша тоже весьма противоречивы и не столь рациональны, как он пытается их представить. В них соединяются одновременно желание построить новый мир, обеспечить безопасность сестре, стремление отомстить за мать, да еще и соперничество с отцом. И мало того, что эти мотивы противоречат друг другу (чтобы отомстить за мать Лелушу надо развязать войну, а на войне обеспечить безопасность сестре куда сложнее), они еще и мешают Лелушу мыслить рационально. Когда дело доходит до фигуры отца, у хладнокровного, четко мыслящего героя срывает крышу, и уж какие там тонкие стратегические планы .

В результате получается замкнутый круг – для того, чтобы устраивать заговор, мировое правительство и все такое, чтобы перестроить общество на принципах рационального, логичного устройства действующим лицам необходимы иррациональные мотивы: жалость к страдающим людям, стремление к власти, желание отомстить, эдипов комплекс, в конце концов. Но эти самые мотивы разрушают саму попытку рационального изменения куда эффективнее, чем неучтенные факторы или случайности, и приводят к тому, что новое общество оказывается таким же, как и старое, а то и хуже. С другой стороны, если избавиться от иррациональных импульсов, от страстей и аффектов, то теряется сам смысл попыток изменить мир, и предпочтительным выглядит путь самосовершенствования, самосозерцания. Человеку, вставшему на этот путь, нет дела до мирового правительства, заговоров и прочего детсада (поэтому, кстати, так странно звучат историю про мудрецов из Шамбалы, тайно направляющих ход человеческой истории).

С этим парадоксом: либо революционное изменение общества, либо уход в мистику в той или иной мере сталкивались все религии, собственно, и буддизм начался с попытки разрешить этот парадокс, и он же расколол впоследствии буддизм на Махаяну и Хинаяну. А уж в христианстве эта тема вызывала споры всегда, и особенно обострились они в 20 веке в связи с теологией освобождения и применением этой теологии на практике.

Возвращаясь к «Коду Гиасса», замечу, что главный герой сериала в последних сериях осмыслил возникший разлом между его стремлениями и тем, что из стремлений вышло, и, будучи действительно человеком незаурядного ума, прибегнул к неожиданному и абсолютно иррациональному ходу, который возымел куда больше успеха, чем все предыдущие логичные, рациональные поступки.

PS Да, и, конечно, кто еще не смотрел «Код Гиасса», рекомендую. Хотя в нем несколько раздражают боевые роботы и грудастые японские школьницы, много-много слезодавильности, а также любовь сценаристов к диким сюжетным вывертам… но что поделаешь, в наши дни приходится подавать сложные мысли как пилюли – в сладкой оболочке.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gest
2011-02-19 08:39 pm (UTC)
Вы пишете длинные посты с размышлениями, но получаете мало комментов. Не знаю, расстраивает ли это вас, но меня подобное в своё время расстраивало.

Так что, я хочу сказать, что я эти посты по крайней мере читаю :).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-02-21 08:02 pm (UTC)
Спасибо.
Мало комментов с одной стороны расстраивает, а с другой - если бы я получал столько комментов, сколько получает обычный тысячник, мне было бы очень не по себе.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: a_aleynikov
2011-02-20 02:42 am (UTC)
Данный пост прочёл с интересом.
Тема очень важная и вряд ли когда-нибудь будет раскрыта полностью.
(Reply) (Thread)