?

Log in

No account? Create an account
Будда и чудеса - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Будда и чудеса [Jul. 3rd, 2011|01:43 am]
olnigami
[Tags|]

Попалась мне тут случайно в руки одна книжка – про лаосскую классическую литературу (которая в основном представляла собой переписывание индийских книг с учетом местной специфики, такие своеобразные фанфики по «Рамаяне»), и встретилась мне там такая история о Будде. Когда он после того как обрел просветление вернулся в свою родную страну, родственники его приняли не очень любезно. Ну типа – шатался столько лет неизвестно где, толпу своих фанатов привел, перед царем не кланяется, совсем,типа, оборзел. А Будда им в ответ продемонстрировал свои «новые возможности» - сначала повисел в воздухе, а потом окатил дождичком, персонально, так что попало только на тех, кто проявил к нему недостаточно уважения. Понятно, что родственники тут же осознали крутизну Будду, склонились перед ним и стали его учениками.

История вполне обычная, такие любят рассказывать о выдающихся людях, учителях, основателях религиозных течений. Выглядит это как-то немного обидно, потому что Будде после просветления такие дешевые фокусы на самом-то деле просто не к лицу. Ну что за интерес для того, кто достиг просветления, заниматься такими глупостями, чтобы произвести впечатление. Даже и неважно, мог бы он такое проделать или нет, ему это было просто не нужно. После того, что он пережил под фиговым деревом, Будда стал выше любых «понтов», выше иерархией, придуманных людьми, выше желания возвыситься над другими. И это переживание его настолько изменило, что люди шли к нему толпами.

Если посмотреть на раннее учение Будды, то обнаружится удивительная вещь – как такого учения там и не было. Четыре благородные истины, восьмеричный путь – по сути, собрание банальностей, упрощенное изложение общих мест индуистского мировоззрения. Причина популярности Будды была не в учении, а в нем самом и в его мистическом опыте. Самая, кстати, интересная часть первой проповеди Будды (выглядящая куда реалистичнее, чем история про полет и дождик) – это то, как он встретился со своими бывшими учениками, которые когда-то от него отвернулись, решив, что Будда отступил от пути подвижничества. А потом Будда пришел к ним (в Бенарес, если я ничего не путаю), и после одного короткого разговора они безоговорочно признают в нем просветленного учителя, вот где действительно чудо.

А знаменитая проповедь Будды, когда он показал ученикам цветок и улыбнулся? Будде не нужны были чудеса, чтобы завоевывать сердца людей, ему даже и слова-то уже были без надобности. Понятно, что последователям всегда хочется эту таинственную силу выразить в каких-то доступных проявлениях. Масштабных, поражающих, производящих впечатление на неграмотные массы. Учитель умер, его личным присутствием уже не воспользуешься для убеждений, а самим ученикам далеко до него, вот и приходится объясняться легендами, рисовать картины, лепить скульптуры, чтобы хоть как-то передать эту просветленность.

С христианством ведь тоже во многом произошла подобная история. Вообще, Будда во многом похож на Христа, и неудивительно, что у их вероучений оказались во многом похожи, порой до удивления, хотя уравнять Будду со Христом, как это бы хотелось многим любителям восточной духовности, никак не возможно. Во-первых, Будда не умирал за грехи человечества, а во-вторых, у христиан есть Дух Святой, который наставляет и делает подобными Христу, так что, по идее, у нас нет такой необходимости прибегать к легендам и образам, к запугиванию адским пламенем и воздействию через цирковые трюки, казалось бы, у нас есть все, чтобы показывать Христа через свои жизни и тем самым привлекать людей к Нему. Но как-то вот не очень это получается, точнее, получается, но не у всех и не всегда.

При этом смотришь на буддистов – и как-то так иногда задумываешься: а ведь у них тоже есть люди, способные проявлять ту просветленность, которой некогда поражал людей Будда. А ведь учение их лишь прообраз христианского, и Будда отнюдь не Спаситель мира, и освящающего Духа в них нет, но тем не менее… Вообще, это болезненная тема для богословия 20 века, как относится к духовному опыту других религий и философий. Просто обозвать их языческими и успокоится на этом как-то не получается, хотя, конечно, того, что принято называть язычеством (многобожие, суеверия, поклонение творению вместо Творца) в них хватает, особенно на низовом, народном уровне. Или, наоборот, сказать, что они настолько ушли в «духовное измерение», что отвергли материальный мир, как если бы он был создан злом, поглощен злом и не приносил ничего кроме зла.

Только ведь на самом деле и в христианстве хватает и язычества, и ложной «духовности», это раз. А два: мы ведь плохо знаем чужие религии и мировоззрения, не знаем о тех высотах познания Бога, Его сущности, Его красоты, Его любви, которые познавали мусульмане, буддисты, даосы, каббалисты. И мы готовы все это выбросить, счесть за ничто, лишь бы утвердить свое единственно верное понимание и свою систему взглядов.

А я часто вспоминаю того нищего, изможденного человека (это потом Будду стали изображать упитанным и таким себе-на-уме возвышенным мудрецом, а он ведь перед просветлением несколько лет усердно постился, так что едва не умер), который, сидя под «религиозным фикусом» увидел что-то такое, что перевернуло его сознание. Что-то такое, наполнившее его такой силой, что одна его улыбка изменяла людей, говорила им больше чем сотни проповедей. Что-то такое, не передаваемое словами, на чем тысячелетиями строились философские системы, мистические откровения, что-то, изменившее историю Индии, стран всей Юго-Восточной Азии, Японии… Не какими-то диковинными чудесами, не мудрыми проповедями, а тем светом, которые люди в нем видели. Вот это и есть настоящее чудо, и нельзя закрывать на него глаза.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: actapublica
2011-07-03 12:13 pm (UTC)
Спасибо, что пишите такие тексты. На них может не быть откликов, но их читают.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-07-03 08:55 pm (UTC)
Спасибо за ободрение и поддержку.
(Reply) (Parent) (Thread)