?

Log in

No account? Create an account
Мадока vs Евангелион - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Мадока vs Евангелион [Jul. 21st, 2011|11:49 pm]
olnigami
[Tags|]

В очередной раз увидел тут на каком-то анимешном сайте уже поднавязшее в зубах сравнение сериалов «Мадока» и «Евангелиона», и тоже хочу высказаться. Ну, про Мадоку разговор отдельный, а с «Евангелионом» вот ведь какая штука. Что сделал Анно в «Евангелионе», в чем его, так сказать, революционность, почему «Евангелион» стоит наособицу в мире аниме? Ответ известен: Анно сделал главным действующим лицом сериала в жанре «про боевых роботов», то есть эпического по происхождению жанра, типичного персонажа психологического романа: робкого, рефлектирующего, не умеющего ладить с людьми. Чтобы стало понятнее: это все равно что взять Акакия Акакиевича или «подпольного человека», назначить его племянником Карла Великого, выдать меч Дюрандаль и отправить рубить мавров. Нет, что самое смешное, рубить мавров он вполне-таки будет, во-первых, ибо Дюрандаль, во-вторых, что Акакий Акакиевич, что подпольный человек отнюдь не белые и пушистые, и способны на довольно-таки жестокие поступки. Только вот успехи в порубке мавров ровным счетом ничего не меняют – и тот, и другой все равно остаются чужеродным явлением в окружающей среде, они из другого жанра, и этого никак не изменить.

Кстати, тот же самый прием использовал Шекспир при создании «Гамлета», и достиг большего успеха, чем Анно. Японский режиссер так и не смог выйти на достойный финал, хотя пытался аж целых два раза. Фены много спорят о том, какой финал «Евы» лучше, исходный или альтернативный; на самом деле оба плохи, только каждый по-своему. В отличие от Шекспира Анно не хватило смелости и силы воли довести свой замысел до логического конца.

Мне могут возразить, что за годы, прошедшие с выхода «Евы», робкие и слабые мальчики на месте главного героя/спасителя/избранного уже успели стать штампом. А я скажу: так, да не так. Пока что никому после Анно не удавалось сохранить на всем протяжении сюжета те самые «подпольные» психологические черты персонажа, которые отчуждают его от разворачивающегося вокруг эпоса. Обычно происходит следующее. Да, сначала вводится герой слабый, неумелый, застенчивый, с проблемами в общении, ну и так далее. Но дальше законы жанра берут свое и либо выясняется, что на самом деле у него есть героические свойства, только они запрятаны глубоко внутри психики и их надо вытащить, либо он обретает эти свойства в процессе развития сюжета. То есть происходит либо обретение героем своего подлинного «я», либо его взросление, после чего он благополучно вливается в эпос.

Хороший пример тому – «Гуррен Лаган», тонко балансирующий между пафосной сагой и пародией, доводящей до абсурда штампы аниме про гигантских человекоподобных роботов. Главный герой, бурильщик Саймон, половину первого сезона плетется в хвосте своего героического друга, демонстрируя постоянно робость и нерешительность, а потом внезапно оказывается, что на самом деле Саймон вполне себе герой, только сам этого не понимает. И после некоторых неприятных событий его внутренняя героическая потенция актуализируется, на зло врагам, на радость соратника.

А вот в «Еве» ничего подобного не происходит. Синдзи так весь сериал и остается ровно таким же, каким он показан в первой серии. Да, на протяжении двадцати серий что-то в нем меняется. Он учится общаться с одноклассниками, он испытывает чувства к Асуке и Рей, он понимает, что может быть весьма неплохим пилотом боевого робота, что он не так уж бесполезен и одинок, как ему кажется. Но никакого качественного перелома, ровно как и никакого взросления в нем не происходит. Какой-то шанс на это был, да, но потом случился последний ангел, после которого Синдзи основательно съехал с резьбы, и дальше – финал, по сути, остается открытым. Хотя в последних кадрах исходного финала Синдзи вроде бы и принимает какое-то решение (хотя режиссер так все обставил, что и непонятно, а в чем это решение состоит), но не похоже, чтобы принятие решения его хоть в какой-то степени изменило. В альтернативном же финал Синдзи просто тупо наблюдает за концом света, но даже конец света ничего в нем не меняет. Да, такова сила стабильности психики «подпольного человека», ничем ее не сломишь. В этом месте, кстати, Синдзи неожиданно становится похож на Постороннего из повести Камю, на того ведь тоже ничего не влияет.

Возвращаясь к «Мадоке», замечу, что в ней как раз наблюдается вышеизложенная картина маслом. Да, создатели «Мадоки» явно руководствовались примером «Анно», да, они попытались взорвать затрепанный сюжет о девочках-волшебницах, да, им это во многом удалось. Но жанр оказался сильнее. Неловкая, замкнутая, растерянная Хомура превращается в беспощадного охотника с ледяным взором, правда, внутри этого охотника все еще прячется несчастная школьница, которая, правда, появляется только в присутствии Мадоки и то ненадолго. В результате получается сильная, шокирующая, изящная по-своему история, но задачу по выворачиванию жанра она не выполнила. Нет настоящего взрыва, нет крови и мяса в этих девочках-волшебницах, они так и остались манекенами. Разве что в Мадоке появляется трагичность после ее исчезновения в последней серии; несуществующая, как ни странно, она выглядит куда живее, чем реальная.

Хотя из всех попыток подняться до уровня Анно «Мадока», безусловно, самая сильная, и хотя бы уж за саму попытку это сделать создателям сериала стоит выказать уважение. Но вот только не тянут они этот уровень. В основном, конечно, потому что выставить свои мысли, свои чувства, свое самоощущение настолько откровенно, как Анно в образе Синдзи, могут позволить себе весьма немногие, и даже сам Анно смог реализовать такую задачу лишь один раз. С тех пор он ведь ничего серьезного больше не снял, и, по всей видимости, не снимет. Такие вещи проходят только однажды. И в творчестве одного режиссера, и в целом жанре.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-07-22 01:42 am (UTC)
либо обретение героем своего подлинного «я», либо его взросление
Любопытная альтернатива...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2011-07-25 01:52 am (UTC)
Ну да. Романа взросления, равно как и эпоса, из "Евангелиона" не получилось, и, собственно... хорошо, что не получилось. "Мадоку" не смотрела)
(Reply) (Thread)