?

Log in

No account? Create an account
О современной мифологии - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О современной мифологии [Aug. 10th, 2011|08:20 pm]
olnigami
[Tags|]

Подумалось. Вот, помню, ходил я в июле на открытые лекции по мифологии, и там лектор рассказывала о типичном для многих мифологий конфликте между воином и кузнецом, в котором побеждает обычно воин. Самые известные примеры такого рода, понятно, Сигурд-Зигфрид и карлик, который выковал ему меч, и Марс vs Гефест. Но лектор сказала, что подобный сюжет есть и в не столь известном северокавказском эпосе, и еще много где. Так вот, я это к чему – я тут неожиданно заметил, что в современном-то эпосе, то есть в комиксе, один из самых распространенных сюжетов – противостояние могучего главгероя, полагающегося в основном на физическую силу, и злого гения, создающего всевозможные смертоносные устройства, чтобы с их помощью покорить мир. Ну и чем не конфликт воина и кузнеца?

Известное исключение в данном случае представляет собой Бэтмен, изобретатель и механик. Но Темный Рыцарь вообще фигура неоднозначная, в ряду героев комикса он заметно выбивается использованием атрибутов, связанных с ночью, так что его не годное для воина увлечение изобретательством скорее еще одна дань «темной стороне» героя Готтэм-сити. А что касается ученых тоже безумных, но положительных, помогающих главному герою, то они явно выступают современным воплощением образа доброго волшебника. Ах да, у нас есть еще вполне себе кузнец Тони Старк он же Айрон Мэн, ну пусть он будет тем самым исключением, которое подтверждает правило))

Вообще, изучение современного эпоса и сравнение его с древними и средневековыми аналогами бывает весьма забавно. Вон, как лихо Квентин Тарантино прошелся по Супермену во второй части «Убить Билла»,в самом конце, когда Ума Турман наконец-таки добралась до своего главного врага, а тот ей выдал монолог о разнице между внешним и внутренним. Хотя это, пожалуй, не самый интересный пример, потому что такие персонажи, как Супермен, скрывающие свою истинную силу за маской слабого и неловкого человека, в мифологии встречаются регулярно, правда, больше не в эпосе, а в сказках.

Меня вот другое изменение, возникшее в современном эпосе, больше занимает, то, которое касается женских персонажей, изменения в их роли, мотивации, характерах. Даже если авторы современного комикса нарисуют возлюбленную главного героя слабой и робкой (что по нынешним временам уже редкость), то все равно – рядом обязательно окажется как минимум одна крайне боевая дама – решительная, энергичная, спортивная, с мужским характером и при этом жестко противостоящая мужскому миру.

Понятно, что в мифологии таких женщин-воительниц можно накопать ого-ого сколько. Амазонки, валькирии, та героиня русской былины… э-мне… ну пусть будет Яна Полуэктовна) , что спасала своего мужа из плена. И еще была какая-то богатырь-девица, от нее Иван-коровий сын спасал своего брата, если только я ничего не путаю.

А уж в «Тысяча и одной ночи» так и вовсе типичный сюжет. Главный герой… э-мне… ну пусть будет Алладин Полуэктович… ночует у своей возлюбленной и тут внезапно: франки! Возлюбленная толкает Алладина в бок и кричит: «Неверные набегают! Одевайся быстрее, садись на коня, бери меч и врежь им! А не то они тебя убьют, а меня изнасилуют, обратят в свою веру, убьют… не обязательно в такой последовательности». Алладин Полуэктович немедленно зарывается с головой под одеяло и начинает ныть. Дескать, он гуманитарий в третьем поколении, в армии не служил по причине плоскостопия, близорукости и общей изнеженности организма, меч с копьем никогда в руках не держал, потому что от них мозоли бывают, в седле он шатается, конь под ним спотыкается. Тогда возлюбленная, сказав пару добрых арабских слов, надевает доспехи, берет копье, садится на коня и устраивает франкам лютый экстерминатус, выплескивая на них свое раздражение, причем валит франков сотнями и тысячами, не хуже чем Илья Муромец татар.

Но, тем не менее, такие бой-бабы обычно (не всегда, но обычно) выступают как представители чужой земли. Племя амазонок живет где-то в Азии. Валькирии – да, конечно, вписаны в скандинавский мир, но живут-то они в Валхалле, либо внутри огненного круга, как Брунгильда. А в более поздней «Песне о Нибелунгах» Брунгильда перестала быть валькирией, но теперь она живет за морем, в Ирландии… или в Англии… ну не помню я уже ничего, старый стал, а в гугль лень залазить.

Да и если вспомнить приключенческие фильмы до, условно говоря, 80-х - там ведь крутая героиня чаще всего выступает на стороне противника. Она может быть агентом красных, эсесовкой, гангстершой, практически всегда злой и жестокой, а вот среди «хороших ребят» женщины могут иногда проявлять стойкость, смелость, решительность, но все равно всегда их главной чертой остается женственность. И в этом их отличие от новых женских положительных персонажей, которые появились в последние лет тридцать, и потихонечку уж мигрируют в таких стерв, что куда бечь.

Я тут как раз недавно смотрел фильм «Первый мститель», так там есть крышесносная совершенно сцена. Женщина-офицер, правильная, положительная, что характерно, знакомится с солдатами, и чтобы укрепить свой авторитет, выводит одного из солдат из строя и бьет ему с маху по зубам. В американской армии. В 1943 году. Угу. Боюсь даже и представить, чтобы случилось с женщиной, попробовавшей проделать такое в реале, впрочем, в реале никому бы из женщин-офицеров даже и в голову не пришло. Но эволюция образа интересная, что и говорить. Сначала женщины на стороне хороших становятся сильнее, смелее, решительнее, а потом превращаются в этаких «ильза-волчица СС», оставаясь при этом на стороне добра и порядка.

«Первый мститель», кстати, вообще такой специфичный фильм в том отношении, что все черты комикса доводит до крайности, балансируя на грани пародии. Несмешной, правда, пародии, потому что очень уж дико все это смотрится. Но тем не менее. Хотя, с другой стороны, а как снимешь нормальный комикс про капитана Америка после «Хранителей»? Да никак, вот и приходиться балансировать на грани самопародии.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-08-11 03:32 am (UTC)
Ну и чем не конфликт воина и кузнеца?
Подкину ещё азиатский пример: "Shaolin Soccer".
PS.Всегда поражаюсь, когда люди, во всём остальном вполне достойные, положительно оценивают Квентина Тарантино.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-08-11 07:45 pm (UTC)
О, хороший пример.
Тарантино - что-то вроде такого стихийного духа кинематографа, как саламандра - дух огня. В том, что делает Тарантино, обычно нет какого-то глубокого смысла, как нет его в горящем костре, но его фильмы завораживают точно так же как огонь, и них тоже торжество чистой стихийности, практически ничего человеческого... Ну, не знаю я как это объяснить)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2011-08-12 03:55 am (UTC)
Спасибо, что ответили вообще. Это скользкая ситуация, я не уверен, что вправе вторгаться с некоей своей, и притом отрицательной, оценкой в ваше личное пространство. С другой стороны, при сколько-нибудь серьёзном общении, по-моему, надо обозначать позиции по важным вопросам (а этот - важный для меня).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-08-12 04:45 am (UTC)
прекрасное определение! Тарантино - дух кино. Мне, даме-гуманитарию, педагогше, бабушке, казалось бы, не за что любить автора этих кровово-бессмысленных фильмов... А - завораживает!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tretiy_etazh
2011-08-11 05:06 am (UTC)
Воин и кузнец? Интересно. А почему побеждает воин, не говорили?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-08-11 07:47 pm (UTC)
Говорили, что эпос - продукт воинской культуры, соответственно воины и поют о своей победе. Хотя мне все же кажется, что это не до конца раскрывает проблему, может, со временем кто-нибудь придумает более интересную теорию.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: pagan_old
2011-08-11 10:44 am (UTC)
Если Марс vs Гефест можно посчитать иллюстрацией к поговоркам "что посеешь, то и пожнешь" и "не рой другому яму", то что иллюстрирует современные супермены и злые гении?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: juan_gandhi
2011-08-11 11:18 pm (UTC)
"Первый мститель" - это как по-английски-то будет?

На самом деле по телевизору десятки лет время от времени показывают фильм "Паттон", где ключевая сцена... ну известная сцена, как генерал, во всём блеске славы, попался на фигне, на пощечине офицеру.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2011-08-12 03:56 am (UTC)
Captain America: The First Avenger
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-08-12 04:24 pm (UTC)
В русском прокате из названия убрали "Капитан Америка", чтобы население не смущать.
Фильм "Паттон" видел давно, и отрывками. Насколько я помню, Паттон был человеком весьма своеобразным.
(Reply) (Parent) (Thread)