?

Log in

No account? Create an account
Андрей Пузынин "Традиция евангельских христиан" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Андрей Пузынин "Традиция евангельских христиан" [Aug. 28th, 2011|10:25 pm]
olnigami
[Tags|]

Книга посвящена истории движения евангельских христиан в России и представляет собой слегка переработанную научную диссертацию, потому достаточно тяжела для чтения, особенно в начале, где автор разъясняет методику своего подхода к истории церкви. Хотя лично мне это было, наоборот, интереснее. Оказывается, современное богословие адаптировало теорию Куна о смене научных парадигм и выработало на ее основе концепцию смены «церковных парадигм» в истории христианства от первой церкви до наших дней. Вообще, не первый раз уже приятно удивляюсь тому, как церковь грамотно заимствует методы и концепции казалось бы далеких от богословия направлений научной мысли. Правда, в результате богословие становится все сложнее, и сейчас, чтобы хоть сколько-то серьезно им заниматься, надо иметь такое количество знаний в столь разных областях, что непонятно, как все это за одну жизнь усвоить.

Ладно, возвращаясь к тексту книги. Автор, как и положено при написании диссертации, ограничился рассмотрением узкой области, а именно «столичной» частью протестантского движения: кружок вокруг лорда Рэдстока, развитие общины при его преемнике Пашкове, затем, конечно же, блистательный Проханов-дед, куда ж без него. История этой части евангелического движения в версии Пузынина предстает как извивающаяся траектория, возникшая в результате постоянного влияния трех сил: западных братьев, друзей-соперников баптистов и православной церкви. В разные моменты отношения с каждой из этих сил у евангелистов складывались по разному. Лорд Рэдсток, например, отнюдь не пытался создать новую церковь, он пытался «оживить» православие, устроить что-то вроде духовного ревайвала на российской почве. Пашков же, напротив, после нескольких столкновений с православными начал строить свою общину, что привело к расколу, так как многие захотели остаться в православной традиции. Проханов за свою весьма активную жизнь то сближался с баптистами, то пытался наладить контакт с православием, то стремился к западной ветви евангельского движения.

Глава, посвященная Проханову, кстати, самая интересная в книге, что неудивительно. Больше того, жизнь Проханова в изложении Пузынина выглядит куда интереснее, чем в его же собственной автобиографии «В котле России». Может это происходит от того, что она довольно сильно пострадала при переводе на русский (Проханов свою автобиографию изложил на английском языке – привет Галковскому). Пузынин для иллюстрации своих взглядов на развитие еванегелического движения в начале 20 века приводит несколько цитат из Проханова, которые в переводе поменяли смысл на ровно противоположный.

Да, я забыл упомянуть, Пузынин пишет именно о «традиции», то есть о теоретическом и практическом богословии евангельских христиан, большей частью игнорируя внутреннюю «политику» общин. Точнее говоря, политика интересует его только в той степени, в какой она опирается на теоретическое богословие в части учения о церкви и служит зримым проявлением этого учения.

Послевоенная история евангелического движения изложена несколько скучнее. Столь ярких фигур, как Проханов, в то время не появлялось. Что касается развития богословия, то при советской власти евангелистам по понятным причинам было как-то не до этого. Контакт с западными братьями был в значительной степени утрачен, с православием тоже, поэтому у евангельских христиан пошел крен в сторону баптистов, впрочем, и у них, по тем же причинам, с богословием дела обстояли не ахти.

О современном периоде, после падения «железного занавеса» и появления новых возможностей Пузынин пишет не так много, да и то концентрируется в основном на своей родной Украине. Единственное, что он указывает на вызовы, которые предстали перед евангелическим движением в наше время, и пишет о необходимости обретения собственной идентичности, выработке нового отношения к проблемам западного богословия, налаживанию отношений с православием, с новыми течениями в христианстве, с обществом. Ну это все понятно, так сказать, «капитан Очевидность докладывает». Еще бы понять как это осуществить, особенно в условиях, когда общины настолько поглощены своей внутренней жизнью, взаимными распрями и, по мере возможности, миссионерской деятельностью, что о таких масштабных вещах даже и не задумываются.

Опять возвращаясь к тексту – книга хорошая и полезная. Особенно для тех, кто пришел в церковь после перестройки, и чаще всего в одну из новых, организованных американскими миссионерами, общин, и очень слабо представляет ту протестантскую традицию, которая за сто лет успела сформироваться в России, а она довольно сильно отличается и от американской традиции, и от европейской.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-08-29 01:49 am (UTC)
Вообще, не первый раз уже приятно удивляюсь тому, как церковь грамотно заимствует методы и концепции казалось бы далеких от богословия направлений научной мысли
Тем более удивительно потому, что в богословии невозможен эксперимент.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-08-29 04:21 pm (UTC)
В богословии "эксперимент" возможен в тех же рамках, что и в любой гуманитарной науке. Один ученый пишет некое исследование, другие читают, обсждают, либо соглашаются, либо аргументировано возражают. Богословие точно так же опирается на логику и последовательное изложение сначала факты, затем интерпретация фактов и выводы, как, допустим, лингвистика или современное литературоведение.
Мне кажется, в России богословию дурную службу сослужили философы начала 20 века, у которых с научным подходом действительно было не все в порядке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: al_friendster
2012-01-21 09:30 pm (UTC)
В своё время я написал рецензию на его издание. Вам это может показаться интересным.
http://risu.org.ua/article_print.php?id=45830&name=announcements_of_editions&_lang=ru&
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-01-23 07:36 pm (UTC)
Спасибо. Да, у Вас куда более основательная рецензия. Вы куда глубже в теме, чем я.
(Reply) (Parent) (Thread)