?

Log in

No account? Create an account
"Джейн Эйр" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

"Джейн Эйр" [Sep. 2nd, 2011|12:25 am]
olnigami
[Tags|]

Ходил сегодня на свежую экранизацию «Джен Эйр», уж даже и непонятно какую по счету. Не то чтоб очень хотелось посмотреть, просто для очередной рецензии о новинке кинопроката выбор стоял между «Джен Эйр» и «Челюстями 3Д»… тяжелый выбор, да, но я решил, что мелодраму как нибудь переживу, а вот "Челюсти" вряд ли. На сеансе я был единственным мужчиной в зале. Потом, правда, пришел еще один молодой парень с девушкой, судя его по затравленному, мученическому взгляду, затащили его в зал при помощи болевого приема.

Так вот. Книгу я читал очень давно и ничего не помню, кроме основного сюжета. Экранизацию в виде сериала, которую крутили когда-то по советскому еще ТВ, смотрел, но тоже ничего не помню, кроме того, что там показывали такую школу, что на ее фоне моя, та, куда я ходил, выглядела не то что санаторием, а просто раем на земле.

Но забавно, конечно, взрослыми глазами посмотреть на то, что видел в детстве и от чего остались лишь смутные воспоминания. Выделил для себя следующие моменты, касаются они, конечно, нового фильма:

А ведь школа, о которой Джейн вспоминает с такой неприязнью, дала ей очень неплохое образование. И рисовать она, как я понимаю, тоже научилась там же. И на работу гувернанткой ее школа устроила. Я это не к тому, чтобы оправдать методы воспитания, показанные в фильме, я их не одобряю нисколько, но тем не менее факт остается фактом - школа дала Джейн и многим другим девочкам возможность вполне прилично зарабатывать себе на жизнь, открыла им горизонты, ну хоть какие-то, да и положение гувернантки все же на ступеньку выше, чем положение обычной горничной. Так что тут не все так однозначно.

Ох, скажите же мне, ну почему все эти романтическо-демонические персонажи 19 века: Печорины, Ставрогины и Рочестеры, злодействуют как мелкие хулиганы, и все их «страшные преступления» на самом деле лишь проистекают лишь от безответственности, эгоизма и нежелания думать о последствиях. Особенно это касается отношений с женщинами. Ломают их походя, небрежно. Не из злобы даже, а так… «Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил...» А при этом почему-то они, понимаешь ли, страдающие, тонкие натуры, все такие из себя пафосные. Как там один из героев Пелевина говорил о Лермонтове: «решил обратить свои взоры ко злу, в результате написал поэму о летающем гусарском полковнике».

Да, и кстати о Ставрогине. Меня терзают смутные сомнения насчет вот этого сюжета со страшной тайной прошлого в виде брака с безумной женщиной. И выбор героя между знатной невестой и простой гувернанткой (или кто там у Достоевского был, я не помню). Интересно, читал ли Федор Михайлович «Джейн Эйр»?

А самый лучшие эпизоды в фильме – это два разговора Джей со своей теткой, особенно второй, когда она роняет «я вас прощаю» так, как будто пощечину отвешивает. Тетушку аж передергивает от этих слов. А Джейн этого, кажется, даже и не замечает, облаченная в броню добродетели. Надо сказать, светлый образ «Джейн, вы мой добрый ангел» после этого как-то сразу потускнел. Ну и в целом ситуация знакомая, доводилось видеть. Такое «прощение», что бывает покруче проклятия. И, кстати, викторианское христианство в фильме представлено во всей красоте, и впечатление производит весьма жуткое, особенно когда понимаешь, что многое из этого благополучно дошло до наших дней.

Про образ Джейн в романе сегодня quod_sciam справедливо написала, вот здесь: http://quod-sciam.livejournal.com/522077.html#cutid1
Я единственное только замечу по этому поводу, что не стал бы на Бронте все валить. Викторианская эпоха и ее рефлексия– время специфичное. Люди пытались как-то выбраться из-под гнета правил, учились проявлять человеческое, а оно ведь разное бывает, и хорошее, и плохое.

Что же до фильма, то он получился красивый, картинка одна лучше другой. Актеры хорошо играют, качественное кино, но как-то вот без глубины.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-09-02 02:28 am (UTC)
Ох, скажите же мне, ну почему все эти романтическо-демонические персонажи 19 века: Печорины, Ставрогины и Рочестеры, злодействуют как мелкие хулиганы, и все их «страшные преступления» на самом деле лишь проистекают лишь от безответственности, эгоизма и нежелания думать о последствиях
Мне кажется, вопрос содержит в себе ответ - такова условность романтического жанра. В других жанрах литература XIX века преотлично описывала самое настоящее зло ("Легенда об Уленшпигеле", например).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-09-03 08:30 pm (UTC)
"Легенда об Уленшпигеле" читается так, как будто написана во второй половине 20 века, все-таки де Костер гениальнейший был автор.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2011-09-02 02:39 am (UTC)
Ну отчего же с неприязнью? "Помню, что в один день я выучила первые два времени глагола etre и нарисовала свой первый домик ... я представляла себе в темноте прекрасные рисунки, и все они были сделаны мной ... Я старалась также прикинуть в уме, скоро ли я смогу переводить французские сказки, томик которых мне сегодня показывала мадам Пьеро ... Теперь я уже не променяла бы Ловуд со всеми его лишениями на Гейтсхэд с его навязчивой роскошью".

И нормальное прощение. Могла ведь и сказать: "Желаю сдохнуть поскорее", улыбнуться и уйти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-09-03 08:33 pm (UTC)
Ага, спасибо. Я подозревал, что в тексте книги все не так однозначно; в фильме школа как реальный концлагерь выглядит, бессмысленный и беспощадный.
А прощение, я бы сказал, в духе эпохи, не столько чтобы простить, а чтобы еще раз показать свое благородство. А вот обнять и поцеловать - для этого эпоха слишком отстраненная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xvostoroga
2011-09-07 12:01 am (UTC)
Не знаю, что там было в экранизации, но вот что в тексте:

"- Если бы я могла уговорить вас больше не думать об этом, тетя, и отнестись ко мне с добротой и простить меня...
- У тебя очень дурной характер, и я до сих пор отказываюсь понимать тебя. Как могла ты в течение девяти лет спокойно и терпеливо выносить все, а потом вдруг точно с цепи сорвалась? Этого я не в силах понять.
- У меня вовсе не такой плохой характер, как вы думаете. Я вспыльчива, но не злопамятна. Много раз, когда я еще была ребенком, я готова была полюбить вас, если бы вы сделали хоть шаг мне навстречу; и сейчас я искренне хочу помириться с вами. Поцелуйте меня, тетя.
Я приблизила свою щеку к ее губам, но она не коснулась ее. Она сказала, что ей трудно дышать оттого, что я наклонилась над ней, и снова потребовала воды. Когда я опустила ее обратно на подушки, - пока она пила, мне пришлось поднять ее и поддерживать, - я прикрыла ее ледяную руку своей рукой.
Ослабевшие пальцы отстранились от моего прикосновения. Тускнеющие глаза избегали моих глаз.
- Любите меня или ненавидьте, как хотите, - сказала я наконец, - но я вас прощаю от всей души. Просите прощения у бога, и да будет с вами мир.
Бедная страдалица! Слишком поздно ей было меняться. Она всю жизнь ненавидела меня и так и умерла с этим чувством".

(Вот, вступилась за Джен Эйр. - Пришла из поста quod_sciam:).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-09-10 07:13 pm (UTC)
Понятно. Значит, и в этом моменте экранизация разошлась с книгой.
(Reply) (Parent) (Thread)