?

Log in

No account? Create an account
Обсуждение рассказа - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Обсуждение рассказа [Apr. 18th, 2012|01:19 am]
olnigami
[Tags|, , ]

Вернулся с прозаического семинара по ВЛК в некотором смятении. Обсуждали мы сегодня сборник рассказов одного из наших сокурсников и был там такой рассказ. В деревню приезжает священник с женой и дочерью. Священник – человек ангельски кроткого нрава, жена его, напротив, дама с характером, ругается руки распускает в церкви, если видит какой непорядок и в тихую даёт деньги сельчанам в рост под заклад драгоценных вещей. Потом священник умирает, у жены его отнимаются ноги, а дочка начинает куролесить. Сходится с одним гопником, того сажают, знакомится с главным местным бандитом, становится его приближённой, а потом и женой, травит его, и в конце рассказа начинает обрабатывать нового приятеля, тоже бандита.

Впрочем, тут важен даже не сюжет, он довольно прост, а то как на уровне языка и стиля сделан провал в архаику, во что-то первобытное, на уровне древних сказаний после смерти Священника-Отца-Бога, который хоть как-то, пусть неуклюже, бестолково, но удерживал гармонию и в своей семье, и в деревне, и задавал устремлённость к чему-то лучшему, высшему. А после его смерти всё оседает, проваливается на тысячелетия назад, и вот уже по деревням бродят лихие люди и крадут красивых девушек, дочь священника снимает на видеокамеру бандитские оргии, а когда её особо сильно достаёт эта жизнь, выходит на реку и кричит диким криком.

И как же досталось этому рассказу и его автору. Объяснили ему, что не бывает таких матушек. Не бывает таких батюшек. Не бывает таких дочек. Не бывает такой церковной жизни. Да какая разница, что там бывает, а что не бывает. В этом рассказе в десять раз больше истины о христианстве, чем в повести о двух женщинах, ездящих по святым местам, которую мы обсуждали в начале этого семестра. Но там-то вопросов ни у кого не было – как же, всё такое благодатное, изящное и красивое, так и нужно писать о православии и только так.

А о том, что христианство – единственное оружие против дикости, не в научно-техническом плане, с этим-то у нас всё в порядке, только вот айфон в кармане отнюдь не делает человека цивилизованным, а в плане морали, об этом писать и говорить не принято. Либо если уж говорят, то в таком тоне, что зубы стынут. А вот тут автор предельно ясно рассказал простую мысль – умер батюшка, умерла церковь, и жизнь сразу свалилась в тартарары, причём без сусальности рассказал, без сладкой пошлости, и сразу получил по полной программе за непонимание церковной жизни.

Кстати, вот ещё один удачный момент в рассказе – священник читает вместе с дочерью Ветхий Завет, но умирает, не успев дочитать. Это тоже вызвало возмущение, ну как же, наш священник Ветхий Завет читать не может, его пусть «Свидетели Иеговы» читают, а для наших только Новый. Хотя из текста абсолютно очевидно, что какой там Новый Завет, им бы хоть Ветхий разъяснить, научить их хотя бы Закону, а потом уж к благодати переходить.

Так вот я переживал за этот рассказ, но потом вспомнил, как Достоевский жаловался на цензуру, убравшую из текста «Записок из подполья» все те места, где обосновывалась «от противного» необходимость веры в Бога. Вспомнил, как роман «Сила и слава» Грэма Грина Ватикан внёс в список запрещённых книг (есть ещё анекдот о том, что Папа во время приёма похвалил этот роман, а на замечание Грина: «Но он же внесён в индекс запрещённых книг» Папа махнул рукой и сказал: «Не обращайте внимания, мало ли на свете дураков») и понемногу начал успокаиваться.
Ещё наш мастер семинара сегодня жестоко наехал на постмодернистскую литературу, но об этом, наверное, уже в другой раз.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: maxalex
2012-04-17 10:32 pm (UTC)
про грина как хорошо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-04-19 12:21 pm (UTC)
Про Грина звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой)
Поэтому я и написал, что это анекдот.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2012-04-18 01:29 am (UTC)
Вы полагаете, что в странах, никогда не бывших христианскими, нет морали?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-04-19 12:23 pm (UTC)
Почему же. Мораль есть в любом обществе, даже и в дикарском, но до такого уровня, которое даёт (вернее, должно давать) христианство, она не поднимается.
Мне гораздо интереснее - почему в обществах, считающих себя христианскими, так плохо с моралью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2012-04-24 05:17 pm (UTC)
мне кажется, тот же сюжет мог бы быть (и в жизни бывает), если батюшка - не священник, а учитель, глава дома. не в церковности, мне кажется, дело, но в личности
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-04-25 09:01 pm (UTC)
В жизни бывает всё, это, конечно, да. Но с учителем (или, допустим, врачом) был бы, пожалуй, не тот накал страстей, не было бы аллюзий на Ницше. на которого повлияла смерть отца-священника. Но должен признаться, я бы сам, пожалуй, не рискнул бы именно так построить сюжет, всё же для меня фигура священника слишком особая, что вот так о нём писать.
(Reply) (Parent) (Thread)