?

Log in

No account? Create an account
Ссылки на статьи, мои и не мои - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Ссылки на статьи, мои и не мои [May. 20th, 2012|03:39 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Статья Влада Яковлева о книге «Аксёнов» в ЖЗЛ http://kbanda.ru/index.php/articles/retsenzii/257-literatura/2194-zhizn-zamechatelnogo-aksenova.html
Аксёнов, как мне кажется, вообще особая фигура в русскоязычной литературе, своего рода рубеж, отделяющий советскую часть от российской, последний классик. Можно сказать, что после Аксёнова начинается современная русская литература, та самая, которая интересна только небольшой группке литературных фэнов. Аксёнов – последний из общеизвестных серьёзных писателей... конечно, ещё остался Фазиль Искандер, но это уже не совсем то. Искандера, увы, воспринимают как сатирика или, в лучшем случае, писателя с национальной окраины, а к таким в российской культуре отношение специфическое.

***

Издан сборник пьес Виктора Шендеровича
http://kbanda.ru/index.php/literature-and-publishing/2138-izdan-sbornik-pes-pisatelya-viktora-shenderovicha.html
Хорошие пьесы, кстати. Русская литература понесла большую потерю, когда Шендерович занялся политикой. Драматург из него куда лучше чем политический журналист. Кстати, и те пьесы, где меньше всего политики, ему удаются куда лучше. «Потерпевший Гольдинер» - совсем хорош, практически гениален. А вот «Петрушка» скорее забавен и несколько наивен. Попытка представить Путина как трагического персонажа, мучающегося совестью (!) и переживающего, может, будет нормально восприниматься лет через сто. Мы-то Путина видели во всех видах и прекрасно знаем, что ни совесть, ни переживание в нём и не ночевали. Путин это вам не пушкинский Годунов и не Ричард Третий, это цельный человек, абсолютно эпический персонаж, как будто сошедший со страниц Гомера или ирландских саг.

А ещё в сборнике процитирован отличнейший призыв Александра Ширвиндта к Шендеровичу. Убираю под кат, ибо нецензурно:

- Что ты там опять написал? – с тревогой спросил Ширвиндт и, не дожидаясь ответа, добром попросил: - Витя! Отъебись от Родины!

http://www.novayagazeta.ru/columns/52436.html
Дмитрий Быков пишет о кризисе современного романа. Не уверен, насколько его слова отражают тенденцию, в литературе ведь как в сельском хозяйстве – бывают года урожайные, а бывают не очень. И насчёт отсутствия материала для романа в наши дни – не знаю, мне кажется, девяностые и нулевые дали столько материала, что хоть ложкой хлебай. Ну да, последние несколько лет мы живём как в царстве Снежной Королевы – всё замёрзло, покрылось снегом и таять не собирается, ну так что же теперь – не писать ничего о современном...
А вот насчёт Терехова он меня огорчил. Я «Немцев» ещё не читал, надеюсь, всё не так плохо, как Быков описывает, потому что сравнение с Поляковым, пусть даже и ранним, ещё относительно вменяемым, настраивает на пессимистичный лад. После «Каменного моста» я занёс Терехова в список современных русских писателей, которых обязательно надо читать, «Каменный мост» действительно великая вещь, хотя и очень тягостная, и местами просто физически отвратная. Кстати, мне кажется, что именно «Каменный мост» удивительно схож с «Благоволительницами». И там, и там история о массовом истреблении людей, и там, и там повествование ведётся от лица неприятного персонажа с искривлённой психикой и девиантной сексуальностью, и там, и там документальность вытесняет художественность, и текст то и дело становится невыносимо скучен, как оно и должно быть. Скука – верный признак бесовщины, а и тот, и другой роман, в сущности, про бесов.

Статья Сергея Алхутова «на правах провокации»
http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-sergej-alkhutov/2285-v-rossii-vozniklo-dvizhenie-stranstvuyushchikh-omonovtsev

Впервые странствующие ОМОНовцы стали появляться на дорогах России около трёх лет назад. Они во славу Господина Президента вызывали на одиночный бой беспилотную технику, спасали секретарш из лап начальства и искали священный сосуд, известный в народе как Нефтяная Цистерна патриарха Кирилла.

***

О книге Евгения Попова «Арбайт. Широкое полотно»
http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-literatura/2318-evgenij-popov-arbajt-shirokoe-polotno

Правда, перечитав эту заметку, я всё-таки думаю, что я в ней излишне оптимистичен. Новые формы – это, конечно, хорошо, взаимодействие с читателями – ещё лучше, но как в своё время показал модерн поиск новых форм – путь в никуда. Сначала оригинальность вызывает интерес, затем приедается и в конце концов либо становится новой формой, либо скучной банальностью. Эксперимент Попова наверняка ещё кто-нибудь повторит, может, уже повторяет, но только вот нового жанра из этого не сделаешь.
Но тем не менее факт есть факт – литература в последние годы меняется, приспосабливаясь к новому миру, кто вот так, кто по-другому.

***

http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-literatura-i-knigoizdanie/2306-vstrecha-s-romanom-shmarakovom-v-magazine-giperion
Репортаж со встречи с Романом Шмараковым в «Гиперионе». Там же ссылка на видеозапись встречи.

***

Курьёзные подробности литературной жизни от Виктора Кузнецова. Забавно.
http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-literatura-i-knigoizdanie/2277-kureznye-podrobnosti-literaturnoj-zhizni

***

http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-obshchestvo/2268-nadezhda-tolokonnikova-glazami-prepodavatelya

Елена Косилова рассказывает о Надежде Толоконниковой, арестованной по делу о панк-молебне:

Я знаю ее около 5 лет. Она училась в группе, в которой я вела семинары, спецкурсы и т.п. Она всегда была отличницей. После истории с Дарвиновским музеем – она там на первом плане – особенно удивлялись преподаватели с кафедры логики. Они отлично ее помнили, она всегда была отличницей по логике! (А уверяю, на нашем факультете это не слишком просто. Там средняя оценка где-то два с половиной.)

На семинарах, с одной стороны, никогда не рвалась отвечать, с другой – если спрашивали, отвечала всегда правильно. Когда она не понимала и считала нужным что-то переспросить, она всегда вежливо поднимала руку и переспрашивала, и это всегда были вопросы по делу.

Толоконникова рано родила. Большую часть обучения у нее был индивидуальный график – у нас так делают для матерей с младенцами. Тем не менее, она всегда приходила на важные семинары и занятия. Если задавалась письменная работа, она выполняла ее всегда или первой или в числе первых. Я любила ставить ее в пример глубокомысленным мыслителям и особенно мыслительницам, которые не успевали к дедлайну и начинали по-детски оправдываться. Я показывала на Толоконникову и говорила: вот у этого человека младенец. У нее индивидуальный график. Тем не менее ее работу я получила одной из первых. Где Ваша работа или Ваш ребенок?


Это к слову про «глупых девчонок», как то и дело характеризуют участниц группы. А на самом деле это тот же протест студенчества, как и в дореволюционной России. Тогда, правда, процент протестующих среди студентов был куда выше. А вот отношение начальства и консервативного большинства было точно таким же. А во что всё вылилось, известно.
А вот еще у eugenepro высказывание на ту же тему:

В свете теологии культуры, которую развивает Пауль Тиллих, казуз с Пусси Райот можно рассматривать именно как пророчество Духа, направленное на обличение церкви, которая, в данном случае, сливаясь с государством, сама идет против Духа. Многие и многие пророки, включая Христа, протестовали против современного им официоза, искажающего откровение, если не на словах, то по меньшей мере в своих действиях.

Пусси Райот - явление, содержащее пророческие зерна и пока еще не соскользнувшее в демонизм. Самая социально-протестная форма культуры используется для Духовного протеста против церкви. Если этот пророчество не будет услышано, существует возможность нового повторения того, что уже было в нашей истории.


http://eugenepro.livejournal.com/41415.html#comments

Там же интересная цитата из Тилиха о скрытой церкви. Мне кажется, вообще вся эта история и её последствия могла бы многому научить нас о соотнесении мирского и сакрального, о допустимом и недопустимом в христианстве, о царствах Бога и кесаря, только вот мы все как-то не очень склонны учиться, предпочитаем просто реагировать, не раздумывая.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gavris
2012-05-20 12:20 pm (UTC)
Аксенов хорош, да...но что ты имеешь ввиду под "серьезной литературой"?

Интернет-роман любопытно будет почитать:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-05-20 03:54 pm (UTC)
Серьезная литература - та, которую печатают в толстых журналах)

(Reply) (Parent) (Thread)