?

Log in

No account? Create an account
Июньские тезисы - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Июньские тезисы [Jun. 12th, 2012|02:22 pm]
olnigami
[Tags|, ]

В честь праздника набросал несколько тезисов о современном положении:

1. Третий срок Путина – символ того тупика, в котором оказалась нынешняя система управления государством. Новых идей нет, новых людей тоже нет. К самовоспроизведению система не способна, механизма смены власти выработать так и не удалось. Фактически, система просто отложила решение основных вопросов ещё на шесть лет, сказала «я подумаю об этом завтра» и если бы не возмущённое кипение «протестующих», так бы всё и успокоилось.

2. Протесты в российской политике играют роль двойственную. С одной стороны, они показывают недовольство среднего класса и подтачивают легитимность нынешнего режима. С другой – они же укрепляют систему, дают ей смысл и цель, маскируют её политическое банкротство. Потому и государство инстинктивно раздувает протесты то новыми законодательными актами, то разгонами. И мне даже кажется, что народ чувствует этот запрос на протест, идущий с самых верхов, у нас ведь очень начасльтвеннопослушное (не законопослушное, тут надо различать) общество, и без команды сверху, пусть и не явной, а на уровне ощущений, мимики, намёка протесты не обрели бы такого масштаба.

3. Парадокс: у многих, очень многих людей в российском обществе есть свои представления о том, каким они это общество хотели бы видеть, но никто, кроме малочисленных маргиналов, ничего конкретного по созданию иного общества не делает. Все «протесты» ограничиваются брожением по улицам в реале и по камментам в виртуале, а программа действий сводится к «Путин, уходи!». Понятно, что это результат работы своего рода «предохранительного клапана» - если бы политикой в России люди начали заниматься всерьёз, мы бы получили очередную гражданскую войну, а оно нам надо? Похоже, общество пусть и со скрипом, но согласно повременить ещё лет шесть, перенести процесс принятия стратегических решений. Система на самом деле людей устраивает, потому протест и ограничивается призывом к отставке Путина, а то, что проблема не в Путине, а в системе, все понимают, но делают вид, что не понимают (это тоже наше особое умение).

4. Жить в условиях «отложенного решения», конечно, психологически некомфортно. Вариантов тут есть несколько. Можно участвовать в «протестном движении» - это позволяет придать иллюзию смысла своему политическому существованию, это относительно безопасно и, в принципе, работает над поддержку системы, давая ей протянуть ещё какое-то время. Можно накопить денег и свалить за границу – достойный вариант, может, даже и лучший в нынешних условиях. Можно попытаться спрятаться от политики, плюнуть на всё и заниматься своим частным делом, возделывать, так сказать, свой сад. Только вот политический накал уже настолько силён, что так просто уйти в себя не дадут. Любой разговор обязательно выруливает на «а как ты относишься к «Единой России»? А к Навальному?», и как ни строй морду кирпичом и ни говори: «Индифферентно», сама необходимость что-то отвечать по этим поводам крайне раздражает.

5. Что же касается будущего системы, то мне надежда на безоблачное существование в течение 6 лет кажется чересчур уж оптимистичной. Особенно в наших нестабильных условиях. Хотя если так посмотреть – при всех своих недостатках режим всё-таки работает. Относительно спокойно, относительно нормально. Кто его знает, может, действительно, удастся вот так потихоньку, полегоньку прожить ещё 6 лет, а там уже начать что-то думать и принимать какие-то решения.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mr_kuper
2012-06-12 10:22 am (UTC)
интересные мысли. особенно 2!
России бы хорошо nn (не 6, больше) лет покоя, но у неё не тот темперамент.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-06-12 06:24 pm (UTC)
Нет, "покой нам только снится". И так уж последние года четыре были тишина и стабильность.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugenepro
2012-06-12 11:58 am (UTC)
Да, 2 самое интересное. Но конструктива вы тоже не предлагаете.
Если проблема в системе, что делать, чтобы изменить ее?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-06-12 06:28 pm (UTC)
Я думал над конструктивом, но с некоторым испугом обнаружил, что самым вероятным развитием мне видится революция и полное разрушение системы, чего совсем бы не хотелось.
Поэтому всё, что я могу предложить, сводится к "жить не по лжи", стараться нормально работать на своём месте и улучшать жизнь вокруг себя. И ждать, когда ситуация изменится и начнётся что-то глобальное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugenepro
2012-06-13 07:21 am (UTC)
"ждать, когда ситуация изменится и начнётся что-то глобальное".
Это такой секулярный вариант иудейской эсхатологии :) Когда сильно припекает, то можно надеяться только на Царствие Божие, когда Бог по собственной инициативе придет и все разрулит.
Революция - это путь Маккавеев и зилотов. Тоже вариант. Но все же храм был разрушен.

Ожидание ЦБ исторически оказалось более продуктивной версией. Так что я тоже против революции :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isabeau_hawke
2012-06-12 01:16 pm (UTC)
если мир не рухнет в какой-нибудь очередной кранч вместе с ценами на нефть, то 6 лет вполне себе все простоит...с действиями скорее всего такая же петрушка как с начальственно/законопослушностью, много кому нравятся игры воображения, тогда как систематические и рутинные действия возбуждают куда меньше, исторический опыт шепчет, что переход к ним возможен только под тяжелым гнетом внешних обстоятельств...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-06-12 06:30 pm (UTC)
Да, про мир рухнет тоже думалось, очень уж сильно мы зависим от внешних обстоятельств (хотя кто сейчас от них не зависим, глобальный мир всё ж таки).

>>исторический опыт шепчет, что переход к ним возможен только под тяжелым гнетом внешних обстоятельств

Проще говоря, "пока гром не грянет, мужик не перекрестится":)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oyhen
2012-06-12 07:34 pm (UTC)
Kak otmetili, p.2 o4en' originalen. I, vobwem-to, verno, 4to ne zainteresovany ludi v suwestvennyh peremenah.
Vpro4em, piwu iz Ukrainy, gde obraz mywlenija esli i otli4aets'a, to tol'ko tem, 4to vo glave ugla stav'at svoj ogorod, ne gosudarstvo.

Interesno, ne byla by dazhe ne feodal'naja, a vot takaja hoz'ajstvennaja razdroblennost', receptom reform snizu? V Ukraine, uvy, ne srabotalo.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skazochniki
2012-06-14 02:29 pm (UTC)
Ждать можно и даже нужно. Но будет ли что-то меняться в лучшую сторону через шесть лет, или нас ждет еще одна такая же шестилетка, а потом еще одна и еще?.. вот в чем вопрос.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-06-14 08:27 pm (UTC)
Думаю, такой шестилетки уже точно не будет. Система изнашивается, медленно, но неуклонно. Так что через шесть лет ей придётся либо меняться, либо она просто рухнет. Как романовская империя в 17-м или СССР в 91-м.
(Reply) (Parent) (Thread)