?

Log in

No account? Create an account
Православная харизматия - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Православная харизматия [Jul. 23rd, 2012|12:28 am]
olnigami
[Tags|]

Наткнулся давеча в ЖЖ на дискуссию об Иоанне Кронштадском и вспомнил – я как-то читал его биографию и очень веселился. Православный святой и при этом абсолютно стопроцентный харизмат. Кипение эмоциями на проповеди, собирание многолюдных толп во время богослужения, исцеления и другие чудеса, подарки от поклонников и поклонниц, слабое представление о богословских тонкостях.

Думается, Иоанн Кронштадский вполне мог бы породить в православии «харизматическое» движение, близкое по мировоззрению и поведению к пятидесятничеству и харизматическим движениям второй половины 20 века, экзальтированное и очень активно растущее. Но после известных событий церковная жизнь в России повернула совсем в другую сторону, там уже было не до экзальтации, речь шла о физическом выживании. А вот в наше время, как мне кажется, у «православной харизматии» есть неплохи шансы на возрождение. И кое-какие проявления этого процесса уже можно разглядеть. Недавнее массовое собрание верующих возле Храма Христа Спасителя, которое критику сразу обозвали митингом, мне скорее напомнило стадионные выступления американских харизматических проповедников. То, как православный епископат использует церковные структуры для личного обогащения, да и сам вот этот подход, что епископ непременно должен ездить на дорогой машине, носить дорогие часы и всячески демонстрировать материальное благополучие, тоже ведь признак харизматического движения.

Ну а уж про исцеления и изгнания бесов можно и не говорить – это в православии одна из любимых тем. Точно так же как и у харизматов. Равно как и презрение к сложному богословию и увлечение практической стороной веры. Просто в православии все эти тенденции пока ещё не оформились в единую концепцию и не выделились организационно, впрочем, во-первых, православные вообще по старой русской привычке стараются многие вещи сохранять на уровне не кодифицированных обычаев-«понятий». Во-вторых, и харизматия ведь тоже помимо явно харизматических церквей распространена и среди других деноминаций не в явном виде, под другими именами, но с теми же представлениями. Так что, можно сказать, православие хоть и с большим запозданием (вызванным объективными причинами) присоединяется к общехристианскому движению.

Что же касается того, как к этому процессу относится, то хотя у меня к харизматическому богословию и церковной практике много возражений, всё же я считаю, что харизматия придала христианству заряд бодрости и поставила много интересных вопросов, на которые не так-то просто ответить. И потом – современный религиозный ландшафт СНГ уже невозможно и представить себе без харизматов. Как ни относись к Ледяеву, Сандею Аделадже и Рику Реннеру, но все они крупнейшие и авторитетные фигуры, хотя и с оттенком скандальности. Впрочем, и об Иоанне Кроншдатском можно сказать то же самое. Да и о многих деятелях Московской Патриархии, включая и патриарха Кирилла. И это тоже роднит православных иерархов с харизматами.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: tretiy_etazh
2012-07-23 05:11 am (UTC)
Патриарх тоже человек, и у него есть искушения. Проповеди финансового процветания, как особого благословения Божия, в Православии нет.

Иоанн Кронштадский не харизмат. Почитайте его мысли, дневники, они по духу отличаются от харизматических учений. Он иногда похож на харизмата по форме служения, но не по существу. Харизмат никогда не скажет, что не нужно сликшом просить Бога об исцелении, если оно неполезно для души. И Иоанн Кронштадский никогда не сказал бы Богу: "Если Ты не исцелишь этого человека, я не буду служить Тебе".



(Reply) (Thread)