?

Log in

No account? Create an account
Навальный в парке - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Навальный в парке [Aug. 11th, 2013|02:14 am]
olnigami
[Tags|]

Сегодня на Войковской шёл через парк и случайно наткнулся на выступление Навального. Что могу сказать по данному поводу.

1. Выступает Навальный перед публикой умело. Говорит в среднем темпе, ровно, чётко, разборчиво, примерно в одном тоне. Практически не жестикулирует и держится очень естественно. Со слушателями общается доверительно, но без панибратства. Шутит редко и удачно (как мне показалось, по специальному расчёту – в среднем одна шутка на десять предложений) – ровно так, чтобы показать чувство юмора, но не выставить себя клоуном. Эмоции старается держать под контролем, больше оперирует фактами и логикой. Никакой митинговой наэлектризованности и бросания лозунгами. Атмосфера очень спокойная, это именно разговор, а не митинг.

2. На все вопросы отвечает с ходу, не задумываясь. Любой вопрос старается перевести на тему коррупцию и отсутствие прозрачности в процессе принятия решений. В этих темах чувствует себя очень уверенно. Сыпет цифрами, обличает и рассказывает о достигнутых успехах. Чем-то это похоже на тот старый анекдот про студента, который к экзамену выучил только один вопрос и всё время на него сворачивал.

3. Вместо «если я стану мэром» говорит «когда я стану мэром». Позитивное мышление детектед.

4. Вождизм – да, определённо. Постоянно с напором говорит «я сделал», «я разоблачи». Иногда спохватывается и поправляет себя, что, дескать, «мы» или «фонд», но в основном всё же «я», «я», «я». Но и до уровня «мании величия» явно не дотягивает.

5. Слушателей было порядка сотни, может, побольше. Во время разговора люди постоянно подходили-уходили, так что общее число видевших и слышавших хотя бы краем уха можно считать в 150, и столько же, наверное, тех, кто просто мимо проходил. Что характерно, большинство составляли люди молодого и среднего возраста – самая трудная для российского политика аудитория. Слушали внимательно, задавали вопросы. Правда, там, где я находился, молодые ребята обменивались скептически-ироническими замечаниями, но стояли, не уходили.

Какие выводы я для себя сделал:

1. Навальный действительно неплохой оратор. Причём, как мне кажется, не прирождённый, а самостоятельно подготовившийся по классической схеме из американского учебника. На мой взгляд, это совсем не плохо, в конце концов, практикующему юристу, а уж тем более политику, нужно уметь выступать. Другое дело, что явный американизм имиджа и ораторских приёмов может оттолкнуть часть отечественной публики – сейчас время антизападной культуры. Но с другой стороны, когда маятник качнётся обратно и в России опять полюбят всё заграничное, американизм будет Навальному только в плюс.

2. Сведение всех проблем экономики и политики к непрозрачности и коррупции мне кажется очень сильным упрощенчеством. Уверен, если бы Навальный поработал в исполнительной власти (не во всей Москве, разумеется, а в муниципальном образовании или, например, начальником департамента), он быстро утратил свой обличительный пыл. Сложившуюся систему не так-то просто перестроить, и не стоит думать, что здесь есть какое-то простое и быстрое решение. Хотя, конечно, работать в этом направлении надо, и Навальный показал, что он такую работу и сам способен делать, и других способен организовать.

3. Отсюда вытекает ещё один вывод. Если бы в России существовал парламент, Навальный отлично смотрелся бы в комиссии по контролю за расходованием бюджетных средств или чём-то подобном. Но парламента в России нет, и потому риторика Навального, да и всё его поведение, выглядят несколько неуместно. Как человек, который пытается играть в лапту по правилам крикета, да ещё и при том, что другие игроки отнюдь не соблюдают правила fair play. И при любом раскладе в исполнительной власти ему делать нечего – либо сожрут, либо заставят играть по общим правилам. На данный момент сила Навального в том, что он несистемный игрок. И как оно чаще всего и бывает, в этом же его слабость.

4. Всё увиденное и услышанное напомнило мне переломную эпоху конца 80-х-начала 90-х. Тогда тоже хватало талантливых ораторов, с ходу отвечавших на любые вопросы и умело обличавших коррупцию и «зажратость» верхов. Полагаю, не мне одному пришло в голову сравнение Навального со знаменитым некогда тандемом Гдлян-Иванов, но ведь действительно очень похож.

PS Уличные выступления вполне себе работают. Если бы мне предложили съездить куда-то, чтобы послушать Навального, я бы ни за что не поехал. А так, свернуть, идя по дороге, и постоять минут 15-20 вполне реально. В результате – вот, написал большой постинг, расскажу друзьям и знакомым. И если каждый из тех, кто там был, напишет, расскажет, выложит фото/видео, то это не такой уж и слабый охват получается.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: anna_bpguide
2013-08-11 07:45 am (UTC)
про 3 - думаю он это понимает
нет парламента, нет честной игры - а он не опускает руки
вообще он демонстрирует совершенно неизвестный русской практике тип поведения: работает, несмотря ни на что, и максимально обращен к людям

кстати, ни обращаться к людям, ни выходить за рамки своей профессии, ни шутить ГиИ не умели
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2013-08-12 08:49 pm (UTC)
Да, что у Навального не отнять, так это настойчивости и такого своеобразного "северного мужества". Даже если всё против тебя, всё равно надо идти до конца и исполнить свой долг.

А Гдляна и Иванова я помню очень смутно. Кажется, я их самих-то ни разу не видел, только слышал от родителей и взрослых, что есть такие борцы с коррупцией.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2013-08-12 09:15 am (UTC)

Сведение всех проблем экономики и политики к непрозра

Не думаю, что Навальный этого не понимает. Только заговори он о других экономических проблемах - уходе от налогов со стороны предпринимателей (уход этот до сих пор имеет характер массовый), легализации бандитов, которые сделались в итоге легальными бизнесменами, то он сразу потеряет поддержку среднего и крупного бизнеса (хотя даже и малого). Заметь, что о такой проблеме, как "странные" приватизации предприятий в девяностых, тоже все давно забыли. Сейчас все обличают чиновников, но никто не обличает дельцов, жульничество в бизнесе (которое и питает коррупцию чиновничества) остается вообще в тени. И Навальному это выгодно. Навальный выражает интересы своего социального слоя. О повышении тарифов ЖКХ, например, и несоблюдении прав наемных работников он говорить тоже не будет. Как и о том, зачем нам такое количество менеджеров, которые передвигают из принтера в принтер бумажки, и почему при этом у нас фактически нет грамотных слесарей или нормального количества инженеров, а производство стоит, и мы все закупаем у трудолюбивых детей Китая.

Риторика Навального вполне уместно выглядит для определенных кругов бизнеса, которые пока не стоят у власти, но которым очень хочется эту власть взять. Навальный хочет смести одну элиту и заменить ее другой. Именно поэтому его риторика так и напоминает 90-е. Тогда было то же самое. Под разговоры о братстве и свободе и борьбе с режимом - тоже тираническом - шла борьба "за место под солнцем в виде гаража".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2013-08-12 08:58 pm (UTC)

Re: Сведение всех проблем экономики и политики к непроз

Да, я бы ещё вспомнил, что уже полгода, если не больше, все, кому не лень, спрашивают у Навального в чём же состоит его политическая программа, а тот каждый раз аккуратно уходит от ответа. Хотя, с другой стороны, в такой узкой специализации есть свой плюс, как бы человек говорит: "вот моя тема, я в ней разбираюсь и я ей занимаюсь". Но это хорошо бы смотрелось, если бы он принадлежал какой-то партии, в которой помимо этого были бы идеологи, политики, экономисты и так далее. А для политика федерального масштаба такое "одинокое рейнджерство" выглядит слишком слабым.

В общем, опять кривая наша политическая система порождает кривых политических деятелей.

А насчёт поддержки со стороны бизнеса я, кстати, сомневаюсь. Бизнес в России как раз вполне адаптировался к серой экономике, и серьёзная борьба с коррупцией ему точно так же не с руки. Да и Навальный слишком уж несерьёзная фигура для тех, кто понимает как работает Система изнутри. По-моему, как был Навальный интернет-проектом, так им и остался.


Edited at 2013-08-12 09:05 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2013-08-13 06:55 am (UTC)

Re: Сведение всех проблем экономики и политики к непроз

Бизнес адаптировался к серой экономике, это да. Поэтому, заговори Навальный об этой проблеме (о серой экономике как таковой), он поддержки бизнеса лишится. Хотя, возможно, бизнесу настолько глубоко наплевать на Навального, что его риторика бы в этой области ничего не изменила.
(Reply) (Parent) (Thread)