?

Log in

No account? Create an account
Фильм «Сталинград» - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Фильм «Сталинград» [Oct. 13th, 2013|12:49 am]
olnigami
[Tags|]

Новый фильм Фёдора Бондарчука – великолепная иллюстрация к рассуждениям Кьеркегора о разнице между этическим и эстетическим типами личности. «Сталинград» - это абсолютное торжество эстетизма, упоение красотой, причём красотой в основном, связанной с разрушением и смертью, впрочем, Кьеркегор, насколько я помню, говорил, что эстет может одинаково успешно наслаждаться и светлой, и тёмной стороной бытия, не видя между ними разницы. Эстетика просто вытеснила из фильма этическое начало, хотя что-то такое иногда проступает, но это не этическая схема фильма, а лишь этика отдельных персонажей: ненависть к немцам, воинская честь, долг перед Родиной. Режиссёру эти проявления этического нужны лишь для психологических характеристик, не более того.

Фильм к тому же явно построен по фрейдистской модели переплетения инстинктов стремления к жизни и стремления к смерти. Соответственно очень мощное сексуальное напряжение (которое строится в основном на намёках, что, впрочем, действует столь же сильно, как действовали бы откровенные эротические сцены) и мощная жажда убийства.
В «Сталинграде» выстроен необычный хронотоп – всё в этом фильме подчинено теме Катастрофы. Нет ни одной сцены мирной жизни. Время то раздвигается - первый день в фильме длится по ощущениям и по количеству событий почти неделю, то сжимается – ночь перед решающим сражением и финальная битва на рассвете пролетают мгновенно. Пространство заполнено руинами, всё время гремят взрывы, на горизонте полыхает пожар – в общем, ад как он есть. Почему-то оба крупномасштабных фильма последнего времени про Войну – «Утомлённые Солнцем-2» и «Сталинград» играют со временем и пространством, а заодно откровенно намекают на то, что действие происходит в аду.

Кстати, приём с нереалистичным хронотопом Бондарчук позаимствовал из «300» Снайдера, да и многое другое тоже. Почему-то многие в связи со «Сталинградом» вспоминают «Спасение рядового Райана», так вот, ничего похожего, даже близко.

Дать чёткое жанровое определение этому фильму трудно, столько всего в него напихано. Честно говоря, больше всего он похож на кинопародию, эксплуатирующую все штампы какого-нибудь жанра, вроде «Очень страшного кино», вот «Сталинград» - это такое «Очень военное кино», только снятое на полном серьёзе. И это уже само по себе создаёт несколько комичный эффект.

Что же касается выдвижения «Сталинграда» на «Оскар», идея, по-моему, хорошая. Фильм снят умело, ничего не скажешь, ну и, самое главное, в нём есть столь любимая зарубежной публикой экзотичность – в американском и европейском кино всегда в любой фильм стараются впихнуть хоть какую-нибудь этическую проблему. А вот такое полное игнорирование этического ради эстетического – это действительно крайне необычно, и свойственно скорее азиатскому кинематографу.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: anna_bpguide
2013-10-13 07:02 am (UTC)
думаю, он решит, что это комплимент
(Reply) (Thread)