?

Log in

No account? Create an account
О построении демократии - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О построении демократии [Feb. 26th, 2014|02:28 am]
olnigami
[Tags|]

Глядя на попытки послемайданной Украины понять, что произошло и как теперь жить, меланхолично размышляю о том, что у всех у нас, живущих на постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики) есть одна и та же особенность мышления. Мы все считаем единственно возможной и допустимой моделью государственного устройства патерналистскую модель. Во главе государства – Отец, вокруг него небольшая команда особо приближенных чиновников, бизнесменов и военных («семья»). Все политические вопросы решаются исключительно «семьёй», при этом в стране существуют макеты демократических институтов для демонстрации внешнему миру, но никакой роли они не играют.

О влиянии народных масс на политику даже и говорить не стоит, любые попытки создания чего-то политического или хотя бы просто самоорганизованного вне «семьи» пресекаются, чаще мягко и вежливо, а иногда и насильно. Смена Отца осуществляется либо посредством официальной передачи власти Наследнику, либо посредством дворцового переворота. Власть воспринимается как нечто сакральное, а Отец как высшее существо по отношению к народу. Кстати, такой взгляд удачно иллюстрируется фотографиями из резиденций Януковича и его «семьи» - обилие золота в обстановке явно должно подчёркивать особый, небесный статус обитателя жилища, подобно золотым куполам православных храмов.
Идеология строится двойственным образом: во внешний мир демонстрируется прогрессивность, европейскость и открытость, во внутренний – консервативность, традиционность и замкнутость. Главными целями общественной жизни объявляется политическая стабильность и неуклонный экономический рост. По деталям можно говорить ещё долго, но, полагаю, общая картина понятна, тем более, что мы эту картину можем наблюдать каждый день непосредственно в окружающей нас реальности.

Так вот, возвращаясь к Украине. Это единственная страна на постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики), которая пытается как-то выбраться из этой общей патерналистской модели и всё никак не выберется. Оранжевая революция с её мощным всплеском энтузиазма пыталась построить что-то новое, а в результате привела к тому, что Ющенко попытался стать новым Отцом (неудачно), затем эту роль попытался примерить на себя Янукович (с известным результатом). Картина отсюда вырисовывается примерно такая: достаточно большая часть украинского общества не хочет жить по патерналистской модели, но как перейти на другую модель, она не знает и потому после первого успеха теряется, машет рукой и позволяет общественному устройству вернуться в прежнее положение. Да, и при этом не стоит забывать, что в украинском обществе есть и другая часть, которая не просто довольна патерналистской моделью, а никакой другой себе вообще не мыслит.

Сейчас, после второй революции (общеупотребительного наименования у неё вроде ещё нет?) Украина встала перед всё тем же распутьем: строить новое демократическое общество или, побузив ещё немного, вернуться ко всё той же патерналистской модели. Выбор действительно непростой. Строительство демократии – задача весьма непростая, тем более в условиях:

- экономического упадка, если даже не сказать банкротства:
- внутреннего противостояния по территориальному, языковому, религиозному признакам;
- наличия парламента, который и в спокойные времена отличался некоторой лихостью, а уж сейчас-то наверняка станет источником радикальных и непродуманных решений (впрочем, это свойство всех парламентов времён революций; вообще, парламент – такая неоднозначная структура: он, конечно, элемент необходимый, но как же сильно раздражает!!);
- наличия активных «героев Майдана», требующих решения всех проблем вот прям здесь и прям сейчас.

К этому далеко не полному перечню проблем добавляется ещё и наличие большого восточного соседа, плотно связанного с Украиной экономически, политически, культурно, при этом крайне отрицательно настроенного против революционеров и нового режима.

И, конечно, не стоит забывать то обстоятельство, с которого я начал свой постинг – демократическое общественное устройство для постсоветского человека есть дело странное и непонятное, а патерналистская система – родная, знакомая и привычная. Проще говоря, выпихнуть Ленина с постамента – это одно, выпихнуть Ленина из своей головы – совсем другое.

В таких условиях вполне возможно (я бы даже сказал, весьма вероятно), что украинское общество опять махнёт на всё рукой, найдёт какого-нибудь волевого и активного деятеля, который нахрапом, интригами и силой притушит нарастающий внутренний конфликт и как-нибудь договорится с Россией. В качестве такого деятеля себя уже предложила Тимошенко, выступив перед Майданом в амплуа нового Отца (или Матери, что, впрочем, не столь уж важно, да и по своему характеру Тимошенко вполне в Отцы годится).

Честно скажу, я, будучи от природы пессимистом, с учётом всех вышеизложенных фактов, очень сильно удивлюсь, если Украине всё-таки удастся перейти к демократической системе общественного устройства. Всё-таки слишком сложная задача. А потом – как всегда встаёт вопрос: что делать с теми, кто не хочет становиться демократом? А таких очень много, и у них ведь тоже есть право на свою точку зрения. В общем, перед украинским обществом встали нежданно-негаданно множество вопросов, и как оно их будет решать - не понятно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mitrichu
2014-02-25 11:01 pm (UTC)
Победившие совсем не похожи на демократов.
Более того, успешные народные революции как правило не способствуют дальнейшему установлению демократии.
Вот не успешные - способствуют.
А более всего демократии способствует соглашение элит без привлечения народной стихии.
ИМХО демократия - это просто такой способ разрешать верхушечные противоречия. Вернее оформлять их разрешение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2014-02-25 11:05 pm (UTC)
Там пока непонятно, кто победил. Если победят сашко билые и прочие граждане, вопящие "москалей на ножи", - это, конечно, конец демократии (и здравого смысла, а также морали), но они вряд ли победят. Они просто всплыли на поверхность, как известная субстанция. Украина все-таки не Германия после первой мировой, шансов у нацистов там, скорее всего, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitrichu
2014-02-25 11:14 pm (UTC)
Это верно, в ближайшие полгода у них там может всё ещё раз пять перетасоваться. И в конечном итоге может устаканиться всякое. В том числе есть вероятность довольно жёсткого национализма.
Хотя конечно видимо будет нечто иное. Кстати видимо не менее противное.
Вообще мне кажется, что последние лет 25-30 время на Украине было заторможено: собственно 91-й у них случился в 2005-м, а 93-й - сейчас.
И может быть теперь пружина разогнётся и за полгода они пройдут все наши 90-е.
Так что может быть, с следующем году появится украинский Путин. Который и установит демократию. У нас Путин установил авторитаризм лишь потому, что для демократии ресурса не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2014-02-25 11:50 pm (UTC)
Да, у меня тоже впечатление, что у них только-только начались 90-е. Риторика о демократии та же самая и та же самая весьма уже странная для нас политическая наивность у многих. И ленинопад тоже. Как будто они лет на 20 от нас отодвинуты во времени.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-02-26 01:47 pm (UTC)
Мне всё-таки сходство с 93-м кажется натянутым. И страна другая, и условия другие. А насчёт того, как оно дальше пойдёт, предрекать не буду. Слишком уж неустойчивая и непонятная ситуация, которая может развернуться в любую сторону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitrichu
2014-02-26 06:32 pm (UTC)
93-й - это очень условный 93-й. Ну скажем и у французов был 93-й.
Но тем не менее, потратить 10 лет на бессмысленное воровство(при том, что до этого тоже было 10 лет воровства) - это не каждой нации дано.
Что будет? Да нет тут никакого бинома Ньютона: или их со стонами конечно купит Запад, за настоящую цену купит, либо Югославия + Чечня, либо зоны оккупации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-02-27 10:57 am (UTC)
Да, наследие Оранжевой революции оказалось потраченно весьма бестолково.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-02-26 01:45 pm (UTC)
Победившие представляют собой коалицию сил, объединённых желанием скинуть Януковича. Смогут ли они договориться друг с другом теперь, когда цель достигнута, - вот вопрос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitrichu
2014-02-26 07:56 pm (UTC)
С этим я не спорю. Просто те, кто правит нынче бал, мало похожи на борцов за демократию.
И по речам, и по мордам.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: anna_bpguide
2014-02-26 09:24 am (UTC)

Re: Так было и будет всегда

Америка?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: anna_bpguide
2014-02-26 01:31 pm (UTC)

Re: Так было и будет всегда

количество Нострадамусов на душу населения зашкаливает )))
к чему бы это?
не иначе, конец света скоро )))
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: bobi4ka
2014-02-25 11:02 pm (UTC)
Очень интересные, здравые и глубокие размышления.

Я без всякой иронии.

Надо бы перепостить, наверное.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2014-02-26 09:24 am (UTC)
очень на то похоже
про патернализм - совершенно согласна
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2014-03-05 09:21 pm (UTC)

украинского общества как единого целого нет и не было

Это спорят украинцы между собой.

Alex Kvach3 березня 2014 11:10
Действительно в статье есть много странных мыслей. Мне бы хотелось узнать, каким образом народная власть майдана, плюс фашистко-националистический строй самообороны майдана, спросил у юго-востока что им надо?? или нам всем надо ехать на майдан??и орать во все голо что мы не хотим в ЕС или вообще что мы хотим??глупо... пока вот так вот люди будут делить украинцев на баласт и националистов которые смело ложаться под запад, мы и будет драться и доказывать кто есть украинец и кто пророссийский отрок. мне стыдно за таких людей, вам бы увидеть дальше своего носа, в киеве пока конфликт не назрел до появления протестов и войск ни кто и не думал что либо делать, хотябы собрали бы общественное мнение(телемосты меж городами и тд, да что угодно)а так всем насрать было, а как появилось неподчинение уже новому режиму национилистического вызволения страны под криками Слава Нации_смерть ворогам, сразу начали кричать сепаратиз и тераризм, хотя тут люди не хотят и не будут выносить ту грязь которая пришла и рулит у руля. Вы сами сделали свой выбор и выбирали вы сами, а если есть те кто не согласен значет мы спрашивать не будем или скажем что они вообще не украинцы. мне до глубины обидно как вас всех обманули дорогие мои ребята с запада.

Відповісти • Igor Pes3 березня 2014 14:54
що ти хочеш сказати. Очевидно, що ми не можемо вжитися в "одній квартирі". Ви вважаєте, що бути націоналістом це погано, будь-ласка, відділяйтесь, створюйте свою республіку і живіть окремо і ми окремо.

http://ipress.ua/articles/da_svidaniya_tse_ne_nasha_viyna_51604.html - почитай комменты вообще к статье, очень поучительно, я бы сказала.

Нет никакого единого украинского народа.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-07 05:25 pm (UTC)

Re: украинского общества как единого целого нет и не был

Да, похоже, уже можно констатировать, что не сложился единый народ. Я это и по ЖЖ-ным постингам вижу, читаю последние несколько дней ТОПы записей. И там явно видно, насколько по-разному воспринимают события жители Донецка, Киева, Львова, Крыма.
(Reply) (Parent) (Thread)