?

Log in

No account? Create an account
Устройство московского общества - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Устройство московского общества [Mar. 7th, 2014|02:07 am]
olnigami
[Tags|]

Кто-то во френдленте поделился интересным материалом: http://prozaru.com/2014/03/kaktus-listochki-1-3/3/

Записки московской консьержки. В первой части краткий рассказ о том, как выглядит московское общество, если смотреть на него из маленькой комнатки на входе в многоэтажный жилой дом. А выглядит оно прямо как в учебнике по истории Древней Индии. Есть высшие варны (белые, коренные москвичи) и шудра – уборщицы, консьержки, дворники. Среди высших варн тоже есть свои градации; автор о них не пишет, но мы-то знаем, что у нас всё как положено: наверху силовики – кшатрии, примерно на той же ступени православные священники – брахманы, а внизу многообразные вайшью. Но если высшие варны при всех иерархических тонкостях воспринимают друг друга полноценными членами общества, то на шудр это не распространяется. Да, есть ещё и чандала – бомжи, и в эту категорию можно попасть из любой варны. И градация варн, как и в Древней Индии, в значительной степени определяется по цвету кожи (хотя, добавлю от себя, ещё и по степени владения русским языком, и по признакам благосостояния).

Я с этой общественной системой столкнулся во время краткой и бесславной работы в нашем ЖСК, но, конечно, не до таких тонкостей, о которых рассказывает Мазикина. То, что у московских шудр есть своя иерархия, я замечал, но не очень-то себе представлял, как эта иерархия выглядит. Впрочем, замечу, что московская система всё-таки сложнее, чем древнеиндийская, и в ней возможны перемещения между кастами и даже между варнами. Так, например, нашу управляющую компанию возглавляет нерусский и даже ГУ ИС нашего района возглавляет нерусский. И вообще, в коммунальной сфере Москвы много нерусских, и зачастую начинали они с низовых должностей, на уровне шудры, а затем смогли подняться на другой уровень. Жильцам это, конечно, не нравится, и когда они ругают коммунальщиков, то в первую очередь вспоминают их этническую принадлежность, но только за глаза.

Я, кстати, помню, как на одной встрече в ГУ ИС одна из наших жиличек по неосторожности выразила что-то такое по нацвопросу в адрес начальника ГУ ИС, но тот отреагировал сразу и очень жёстко – минуты две орал на неё чуть ли не матом. Впрочем, тут ещё, как я понимаю, есть такая тонкость – он хоть и нерусский, но мужчина и начальник, а она – русская, но женщина и не начальник, и, наверное, это их ставит на одну ступень... Я на самом деле очень плохо улавливаю эти тонкости. Я их осознаю умом, но не чувствую на уровне подкорки, так, как их чувствуют нормальные люди. Из-за этого я во время своего участия в деятельности ЖСК пару раз попадал в неловкие ситуации.

Ещё интересный момент в том, что все вот эти вещи с расово-сословной структурой общества идут из советских времён. Вообще, расизм и нацизм в СССР – это отдельная большая тема, о которой редко вспоминают. Точнее, вспоминают о государственном и бытовом антисемитизме, потому что уж он-то проявлял себя вполне отчётливо, да и в художественной литературе был кому это явление отразить. А про расизм в отношении народов Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока и написано мало, и исследовать его, насколько я знаю, никто всерьёз не исследовал. В СССР об этом старались молчать, ну а после СССР стало как-то не до того.

Я это, собственно, к тому говорю, что наиболее активно этническо-сословную иерархию поддерживает старшее поколение, особенно женщины. Вот они как раз очень чётко осознают кто какое место в иерархии занимают, и тщательно отслеживают, чтобы шудра не переходили границы, и всегда дают понять, кто есть кто. Помню, меня несколько шокировала обычная ситуация, когда я видел, как бабушка-божий одуванчик диким криком орёт на уборщицу Гулю (а их всех зовут «Гуля», а всех дворников зовут «Саид»), но стоит только пройти рядом «белому господину», как старушка обращается к нему с милым, тёплым приветствием кротким, дружелюбным голосом, как будто одного человека внезапно меняет другой.
И у меня, кстати, возник вопрос к френдам, живущим в других городах: а как у вас обстоит дело с этническо-сословной иерархией? Мне интересно – московское ли это явление или общероссийское.
linkReply

Comments:
From: donnafen
2014-03-07 03:50 am (UTC)
у нас дворник Андрей) нет здесь Саидов)
как оденешься так и будет иерархия
хорошо одет - одно отношение, плохо одет - другое)
глубже не копают)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-07 04:49 pm (UTC)
Понятно. "Жёлтые штаны - два раза ку!".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: donnafen
2014-03-07 05:29 pm (UTC)
типо того)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2014-03-07 05:10 am (UTC)
Общечеловеческое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-07 04:52 pm (UTC)
Есть же мононациональные страны, где социальная иерархия образуется без примеси расовой и этнической дифференциации. Но вообще да - почему-то как только появляется возможность завоевать/завезти к себе представителей другой расы, сразу возникает разделение на белых людей и шудра.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2014-03-08 01:13 am (UTC)
Я не про расу. Я вообще про иерархию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: saretan
2014-03-07 07:56 am (UTC)
сходите в ФМС и увидите во всей красе это в любом городе :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-07 04:54 pm (UTC)
Кстати, да. Присутственные места ясно показывают статусы и сословные деления. А что творится в ФМС могу только представить. Да впрочем, лучше и не представлять.
(Reply) (Parent) (Thread)