?

Log in

No account? Create an account
Лекция в Гиперионе - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Лекция в Гиперионе [Apr. 16th, 2014|12:57 am]
olnigami
[Tags|, , ]

Пока не забыл в потоке непрекращающейся суеты. В прошлый понедельник я читал в магазине «Гиперион» лекцию о состоянии современной российской литературы. Видео пока так и не появилось, и не знаю, появится ли. Но ingvar_anastas выложил у себя в ЖЖ фотоотчёт о мероприятии. Большое спасибо, Ингвар.
http://ingvar-anastas.livejournal.com/457863.html

Лекция получилась, на мой взгляд, не совсем удачной. Я, как всегда, волновался, да и тяжело мне столько времени говорить… хотя, пожалуй, и не в этом проблема. Просто материал, хотя его и много, и он достаточно интересный, никак не хотел выстраиваться в единую, структурированную, логичную схему. Или, может, мне интеллекта не хватило эту схему выработать (увы, я постоянно чувствую, как мне не хватает способности рассуждать и логически мыслить, хотя, боюсь, если бы у меня было столько интеллекта, сколько мне хочется, я бы окончательно порвал всякие отношения с социумом, выращивал орхидеи, готовил экзотическую пищу, а с окружающим миром общался бы исключительно через своего помощника-ветерана).

Но я вижу, что все обсуждения литературного процесса в современной России проходят так, как будто мы до сих пор живём в конце 80-х. В самой читающией стране в мире, с миллионными тиражами толстых литжурналов, с восторженным обсуждением каждой книжной новинки. А на самом-то деле всё давно уже совсем не так. И я попытался рассказать о том, как оно есть на самом деле, но получилось только набросать отдельные штрихи. К тому же проблема в том, что сейчас очень мало осталось людей, разбирающихся в литературном пространство во всём его разнообразии, а не в отдельных, узких секторах. Да я и не уверен, возможно ли сейчас вообще сколь-нибудь полно разбираться именно во всём, слишком уж литература сейчас разнообразна и слишком уж разобщена.

Да, и потом во время обсуждения всплыла интересная тема. Лёша Караковский задал хороший вопрос: «а может ли сейчас писатель «раскрутиться» без поддержки СМИ?». Я ответил, что мы всё ещё находимся в плену устаревшего представления о взаимодействии писателя и читателя по классической схеме: «книга-издательство-тираж-гонорар», а эта схема сейчас не работает (ну или работает для пары десятков самых топовых писателей). Ситуация стала сложнее. Писательство перестало быть профессией, в наши дни «человек, пишущий прозу» (я бы такое обозначение предложил вместо «писатель») зарабатывает журналистикой, публицистикой, сценариями, переводами, преподаванием и т. д. Что, значит, книга вообще не нужна? Ничего подобного. Книга остаётся нужна, но её предназначение меняется. Книга становится чем-то вроде доказательства своей профпригодности в рамках узкого литературного сообщества. Книга может послужить основой для удачной кинопостановки (вариант Лукьяненко). Книга может стать основой для медиа-скандала (вариант Сорокина и в некоторой степени Лимонова). В книге автор может в художественной форме изложить свои представления, параллельно высказывая их в статьях и телевыступлениях (Проханов, Дм. Быков, Кантор, Веллер и т. д.). Факт издания книги становится частью резюме при устройстве на работу журналистом, сценаристом, автором скриптов для игр, переводчиком. Наконец, «человек, пишущий прозу» может писать её просто потому, что не писать он не может, но тогда и рассчитывать на известность и гонорары вряд ли стоит. То есть книга сама по себе уже практически «не работает», она становится частью общей стратегии по самопродвижению автора, частью медийного пространства, наряду с телевидением, прессой и соцсетями.

После лекции прошли литературные чтения в рамках премии «Северная Земля». Выступали хорошие поэты, читали хорошие стихи. Меня даже попытались пригласить в жюри, но я отказался. Я в поэзии плохо разбираюсь, да и собственные поэтические пристрастия у меня незамысловаты (сказывается крестьянское происхождение), предпочитаю в основном либо попсу (Есенин, Гумилёв, Лукин, Пригов, Высоцкий), либо забубённый трэш вроде Тинякова-Одинокого. Так что лучше уж как-нибудь без меня.
http://kbanda.ru/novosti/12-literatura/4406-literaturnye-chteniya

А тем временем Игорь Попов пригласил в программу «Культоротека» писателя Фарида Нагима, который недавно ушёл с поста заместителя главного редактора «Дружбы народов». Я надеялся, что они поговорят о положении толстых литжурналов (аховом, честно говоря, положении), но беседа пошла совсем в другом направлении, и это, пожалуй, даже хорошо. В конце концов, толстые литжурналы мало кому интересны, а Фариду есть что рассказать о себе, о творчестве, о книгах и так далее.
http://nlradio.net/kulturoteka/1690-kulturoteka-09-04-2014

Хотя меня всё равно волнует вопрос о смысле существования литжурналов в их нынешнем виде. С одной стороны, я понимаю, что без них литература резко обеднеет. Да и сама структура литпространства сильно упростится. Всё-таки литжурналы худо-бедно позволяют выстроить вунтрицеховую иерархию, задают ориентиры издателям и литературным критикам, открывают новые имена (хотя и редко, но всё же)… А с другой стороны, всё яснее становится, что эта старая схема работает еле-еле, и что литжурналы не способны даже свести концы с концами. Получается что-то вроде той ситуации, которая возникает в шахтёрских посёлках после исчерпания залежей руды, или в небольших городах после того, как несколько крупных предприятий начинают испытывать финансовые трудности. Городок на глазах рассыпается, молодёжь уезжает, а руководство не знает - то ли пытаться поддерживать город на плаву за счёт бюджета, то ли просто расселить всех горожан, а город объявить заброшенным. Ну а с литжурналами ещё сложнее, их так просто не прикроешь, а зачем их поддерживать – начальству непонятно, да и всему обществу тоже… а впрочем, общество о самом существовании литжурналов и их проблемах даже не подозревает.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: bobi4ka
2014-04-15 09:24 pm (UTC)

увы, я постоянно чувствую, как мне не хватает способнос

Олег, зачем ты наговариваешь на себя! Ты очень умный и интересный человек. Общаться с тобой - одно удовольствие.

Возможно, что тебе Арчи Гудвина как раз не хватает в роли помощника. )) Но ты не Ниро Вульф, он был каким-то злобным, а ты добрый.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: la_tisana
2014-04-16 07:21 am (UTC)

Re: увы, я постоянно чувствую, как мне не хватает способн

Лично не знакома, но судя по интересности постов - так и есть, наговаривает :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 01:01 pm (UTC)

Re: увы, я постоянно чувствую, как мне не хватает способн

Да, Арчи Гудвин мне бы не помешал... Или хотя бы ворчливый, но верный камердинер Захар)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2014-04-16 02:57 am (UTC)
Ну да. Нельзя быть писателем, можно быть автором определенных книг. Мне кажется, это нормально. А вот необходимость свою персону раскручивать мне очень не нравится. Она обесценивает текст... Литжурналы же вымерли, это факт. Максимум, что с ними можно сделать - перевести на сетевую основу. И пусть будут бесплатные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 01:06 pm (UTC)
С самораскруткой как-то получается... раздражающе. Да и далеко не у всех это получается.
За бесплатность литжурналов тоже ведь кому-то надо будет платить. Министерство культуры вряд ли их возьмёт на свой баланс, а больше и некому.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elven_gypsy
2014-04-16 02:56 pm (UTC)
Да нет, я имела в виду - просто уйти в Сеть. А ля Самиздат.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 07:43 pm (UTC)
Просто ещё одним Самиздатом становится нет смысла, их и так уже много. А вот литературный ресурс с отбором текстов, профессиональным разбором и советами сделать было бы можно. Да и зарабатывать на таком сайте можно было бы, пусть и немного, но всё же.
Только вот тем, кто завязан на литжурналы, слишком сложно отказаться от привычных форм взаимодействия с читателями.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakovski
2014-04-16 09:23 pm (UTC)
То, о чём ты говоришь, было реализовано на http://lito.ru - но это реально никому, кроме самих авторов не нужно. Писателям нужны читатели, а не журналы. Вот это реальная проблема.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 09:40 pm (UTC)
Да, кстати, читатели в сетевых дискуссиях искренне недоумевают зачем нужны "дармоеды", то есть профессиональные издатели, редакторы, критики и прочие участники литературного рынка. Все попытки писателей и издателей объяснить, что без этих людей и без нормально работающих издательств и журналов никакой нормальной литературной жизни не будет, остаются гласом вопиющего в пустыне. Причём потом те же самые читатели удивляются тому, что как-то плохо у нас с литературой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakovski
2014-04-16 09:47 pm (UTC)
Я считаю, что потребность в какой-то новой литературе падает с каждым днём в течение многих лет, потому что эпоха себя дискредитирует. Поэтому читающие люди выбирают что-то категорически оторванное от современной литературы. И по этой же причине как-то ещё выживает именно фантастика, в ней есть подобие такой оторванности. Ну и соответственно, писатели решают совсем не художественные, а маркетинговые задачи: либо чтобы прочёл хоть кто-то, либо чтобы люди тебя СЧИТАЛИ писателем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 10:11 pm (UTC)
И это тоже верно... вообще, у меня от всех разговоров о литературе создаётся стойкое ощущение, что литературная среда полностью трансформировалась, а мы всё ещё пытаемся описать её терминами 80-х годов (хорошо ещё если двадцатого века, а чаще и вовсе девятнадцатого:) ).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakovski
2014-04-16 10:25 pm (UTC)
А у меня ощущение, что литература и журналистика слились в едином прозябании как русский рок и авторская песня. И никому не нужны, кроме своих носителей. А в это время весь мир играет в Angry birds.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: misha_makferson
2014-04-17 05:09 pm (UTC)
>редакторы
Как читатель скажу, что редакторы очень-очень нужны. На Самиздате текстов где у автора хорошая идея, динамичный сюжет казалось бы читай и наслаждайся, но язык. Он ужасен, а иногда просто чудовищен.
А сделать из сырца продукт это адов труд. Я одному автору в меру скромных сил немного помогал. Очень трудозатратно и утомительно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-17 05:39 pm (UTC)
Роль редакторов читатели сильно недооценивают, да и не только редакторов. Я и сам по-настоящему понимать, насколько сложно устроена литература, начал только после учёбы в Литинституте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: saretan
2014-04-16 08:06 am (UTC)
очень жаль, что не попала :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-16 01:09 pm (UTC)
И мне жаль.
(Reply) (Parent) (Thread)