?

Log in

No account? Create an account
Джонни Кэш - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Джонни Кэш [Apr. 24th, 2014|01:26 am]
olnigami
[Tags|, , ]

На кольте.ру выложили подборку коротких заметок о жизни Джонни Кэша. Понятно, что вся жизнь в эти заметки не уместилось. Хорошо хоть упомянули о счастливой семейной жизни Джонни и Джун Картер (40 лет вместе и умерли в один год), о том, что их сын стал музыкальным продюсером. Но почему-то за кадром осталось то, что у Джонни было четверо дочерей в первом браке, и одна из них – Розанна Кэш - тоже поёт кантри. Неплохо поёт, кстати.

http://www.colta.ru/articles/music_modern/2812?part=1

Об отношениях Джонни Кэша к христианству тоже написали как-то кратко. А ведь если посмотреть список его альбомов на Яндекс.Музыке (497 штук – вот это я понимаю, человек пахал), то там найдётся несколько альбомов, целиком составленных из госпелов, а уж по отдельности песен с христианской тематикой и не сосчитать. А ещё Джонни выступал вместе с Билли Грэмом, рассказывал о своём духовном опыте и пел, конечно http://www.youtube.com/watch?v=gHpBpAXGYnc

Вообще в кантри сильна религиозная составляющая, и это иногда странновато, мягко говоря, выглядит. Взять того же Кэша: вот он поёт такие народные полублатные песни или сентиментальные баллады про кровь/любовь, а потом вдруг бац – делает серьёзное лицо и затягивает песню прославления. Или Долли Партон: песня про тяжёлую женскую долю и понятно каких мужиков внезапно сменяется рождественским гимном… и наоборот.

А вот а отечественной культуре как-то даже трудно найти аналог этому явлению. Бывает что кантри сравнивают с шансоном, Артём Рондарев как-то прямо провёл аналогию между Кэшем и Михаилом Кругом, мол, тот и другой пели про тюрьму, оба считались бывалыми зэка, но на самом деле никогда всерьёз с правоохранительной системой не сталкивались.

В этом есть своё здравое зерно, только вот что в русском шансоне, что в русской попсе, если и поднимается религиозная тема, то обычно в очень обтекаемых, общедуховных выражениях. Петь прямо о Распятии, Евангелии, покаянии и спасении просто не принято. Хотя, как неожиданно выяснилось после выхода сборника «Душеполезные песни на каждый день», в народной культуре оказывается существует своя традиция духовного пения, только вот мало кто, кроме фольклористов, с этой традицией был знаком. Ну и в других христианских субкультурах тоже есть своя песенная традиция: в православии – иеромонах Роман, например (просто я, к сожалению, больше никого не знаю), у ролевиков-католиков – Тикки Шельен Лора Бочарова (если я не путаю), в протестантизме – так вообще изобилие (ну или у меня такое ощущение от того, что в этой теме я лучше разбираюсь). Но всё-таки все они мало известны за пределами своей узкой аудитории (хотя «узость» - понятие относительное, конечно, каждая из таких аудиторий не один десяток тысяч человек насчитывает). Даже и наоборот бывает – группа «Божья коровка» в своё время была вполне популярна, а сейчас они играют христианскую музыку и популярность их резко сошла на нет.

Вот разве что Сергей Калугин… не сказать, чтобы суперизвестный музыкант, но уже явно переросший фолково-андерграундную тусовку. Впрочем, и у него явно откровенных христианских песен, близких по содержанию к госпелу, не так уж много, да и они тоже прочитываются скорее в общедуховном смысле. Евангельские аллюзии «Сицилийского винограда» человеку стороннему, как мне кажется, отнюдь не очевидны.

Может быть, есть ещё кто-то, кого я не знаю, музыкальная культура сейчас очень широка, знать её во всей полноте просто невозможно.

Но в любом случает, возникает такая интересная разница между двумя музыкальными культурами – российской и американской. Да, впрочем, почему только музыкальным. Вообще, во всей американской популярной культуре – кино, музыке, литературе и так далее - христианского содержания сохранилось больше, чем в постсекулярной российской. И это вполне объяснимо исторически: семьдесят лет атеистического режима даром не проходят, да и влияние западно и североевропейской культуры с торжеством постсекуляризма не стоит сбрасывать со счетов.

Или вот из статьи Игоря Манцева о фильме «Сталинград» уместная, как мне кажется, цитата:

Говорят, наконец-то достигли «голливудского уровня». Но в американском кино нет такого разухабистого язычества, там сюжет всегда запускается связкой «грех-воздаяние». А причиной сколь угодно масштабной бойни всегда является чьё-то неприемлемое поведение, чья-то персональная вина.

Здесь же на Руси: «Две тысячи лет война. Война без особых причин». Персонажи, как заведённые куклы, зависят от космоса, от круговорота небесных, видимо, светил.

Кстати, эта разница разниц никого не интересует, а в особенности РПЦ. Но по сравнению с апологией язычества в «Сталинграде» — что такое выходка Pussy Riot?


http://www.kultpro.ru/item_36/
linkReply

Comments:
[User Picture]From: bobi4ka
2014-04-23 09:42 pm (UTC)
Не поняла связи между фильмом "Сталинград" (и что там языческого?) и музыкой кантри.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-24 08:19 pm (UTC)
Просто удачно совпали мои размышления о стиле кантри и упоминание в статье Манцева разницы в кинокультурах. А "Сталинград" действительно языческий фильм, тут я с Манцевым согласен. Бондарчук выстраивает мифическое пространство вечной битвы по образцу "Илиады".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2014-04-24 08:23 pm (UTC)
Возможно. Я его не смотрела, поэтому и хотела понять, что там там языческого.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: esdra
2014-04-24 07:59 am (UTC)
Так, я поделился своим впечатлениями об эфире, твоя очередь)))
(Reply) (Thread)