?

Log in

No account? Create an account
Ссылки - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Ссылки [Jun. 21st, 2014|12:30 am]
olnigami
[Tags|]

Моя рецензия на фильм «Грань будущего».
http://stol-yar.ru/articles.html?id=477

Как-то тихо прошёл этот фильм, я думал, реакция на него в соцсетях будет погромче. Всё-таки вполне достойная научная фантастика, без обычных натяжек и дыр в сюжете размером с космическую станцию. Впрочем, есть у фильма одна проблема – главный герой совершает подвиг не потому, что это его внутренний выбор, а потому что так фишка легла. Он, правда, внутренне меняется, но только под давлением обстоятельств, а не потому что делает осознанный выбор.

Это, наверное, к вопросу о том, почему в своё время «Аватар» с его банальнейшим сюжетом вызвал такое оживлённое обсуждение в сети. Да потому что там герой делает выбор, и выбор его не очевиден… тому, кто не читал и не видел десяток других произведений на ту же тему. Хотя можно посмотреть на это и с другой точки зрения: да, сюжет о солдате, переходящем на сторону противника по соображениям справедливости или, допустим, любви, а потом мучительно размышляющий как ему теперь вести себя по отношению к бывшим соратникам, один из вечных сюжетов. Тут и «Тараса Бульбу» с «Кориоланом» можно вспомнить, а можно и ещё глубже копнуть - бегство Давида от Саула, это, наверное, самый древний литературный образец подобной истории. А раз сюжет архетипический, то едва ли ни в каждом поколении найдётся автор, который напишет на него книгу, которую будут обсуждать как в первый раз.

Но если уж говорить о вечных сюжетах, меня вот что заинтересовало – а не стал ли таковым сюжет о повторном проживании одного и того же дня? Ведь не зря же почти во всех рецензиях на «Грань будущего» в обязательном порядке упоминается «День сурка». Причём сюжет этот новый, я в классической литературе ничего подобного не припоминаю (подскажите, если кто-то помнит), такое вот современное пополнение в копилку литературных приёмов.

***
Рецензия на сборник рассказов выпускников и слушателей Высших литературных курсов «Точки соприкосновения»
http://kbanda.ru/literatura/257-literatura/4502-tochki-soprikosnoveniya-sovremennyj-rasskaz

О сборниках всегда сложно писать, хочется написать о каждом рассказе, но так ведь рецензия может стать по объёму как половина сборника. Но всё равно – рассказу Дмитрия Шостака я уделил больше внимания, всё же первый сборник «Точки» был издан в его память. Сам я с Димой пересекался лишь несколько раз на семинарах прозы (мы учились на разных курсах), он обычно садился на последнюю парту, возле окна и сразу отгораживался ноутбуком, да и в перерывах как-то не стремился общаться. На обсуждения он выставлял мрачноватые безнадёжные рассказы, я как-то этому внимания не придавал, мало ли кто как пишет, я и сам отнюдь не оптимистичный прозаик.

Из рассказов Дима собирался сделать дипломную повесть, и, мне кажется, могло получиться очень даже неплохо. Хотя рассказы были сыроваты, о чём на обсуждении говорили, да он и сам это понимал (в Литинституте очень быстро показывают, чего на самом деле стоят твои «исключительные и гениальные произведения», наверное, поэтому многие ученики и выпускники Лита вскоре бросают писательство). Но, конечно, я никак не ожидал, что первой же новостью, которую я услышу, придя на второй курс Лита, станет новость о самоубийстве Димы.
И к слову о влияние судьбы писателя на восприятие произведения. Рассказы Димы сейчас совсем по другому читаются, как своего рода предсмертная записка… да, собственно, предсмертная записка и есть: разочарование, тоска, невозможность ничего изменить, попытки выбраться из подавленного состояния, которые заканчиваются только ещё большей подавленностью.

***
И ещё пара материалов, не моих.
http://kbanda.ru/novosti/19-vystavki/4497-festival-17-eks-pustye-kholmy-proshjol-v-obstanovke-strogoj-sekretnosti-v-odnoj-iz-podmoskovnykh-oblastej

Репортаж с фестиваля № 17, бывшие «Пустые холмы». Один из самых известных фестивалей решил избавиться от популярности и ушёл в подполье, умело конспирируясь:

«Попасть в специальную группу в контакте с внешне нейтральным названием было непросто. Многих завернули, но даже тем, кто попал в группу, не гарантировалось стопроцентное попадание на фестиваль. Маршрут по местности, где концентрировались основные силы холмовцев был выложен за... два дня до фестиваля и не в сооответствующей теме, а на "стене" сообщества».

Вот вам и пресловутая информационная открытость эры интернета… Но это, конечно, чисто хипповский ход: после мощной раскрутки, обретения невероятной популярности (и соответствующих коммерческих возможностей), сказать: «не, ребята, хватит толпы, закрываем лавочку» и устроить мероприятие только для своих. Всё-таки, хипповский ещё жив, хоть и ушёл в полуподполье.

***
http://kbanda.ru/literatura/165-literatura-i-knigoizdanie/4509-a-pushkin-britanii-i-ne-byl-otchet-o-festivale-pushkin-v-britanii

Репортаж с поэтического конкурса «Пушкин в Британии» (почему в Британии? – да кто его знает, Пушкин - он же везде), очень острый и язвительный. Единственное, что меня несколько смущает: автор репортажа цитирует возмущённо победившие на конкурсе плохие стихи, а я вот не могу понять, чем они так уж плохи. Стихи как стихи. Да, не шедевр, но сейчас все так пишут, кто-то хуже, кто-то лучше. После того, как воцарился свободный стих, технику анализировать стало бесполезно, а смысл и содержание каждый читатель вычитывает сам.
Впрочем, исчезновение абсолютных критериев в литературе (и его влияние на медленное умирание литературной критики) – это отдельная тема.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: motilek_1
2014-06-21 09:07 am (UTC)
:-).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-06-22 11:22 am (UTC)
Кино, что ты рекомендовал, я скачал. Посмотрю как-нибудь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: motilek_1
2014-06-22 11:58 am (UTC)
Уверен - не пожалеешь).
(Reply) (Parent) (Thread)