?

Log in

No account? Create an account
Сериалы и большие нарративы - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Сериалы и большие нарративы [Sep. 1st, 2014|10:29 pm]
olnigami
[Tags|]

Посмотрел запись лекции Виталия Куренного «Теория "большого сериального взрыва"» (у нескольких человек видел эту ссылку, вот и решил всё-таки приобщиться), и что могу сказать. Лекция очень слабая, много банальностей, лектор не слишком-то хорошо разбирается в теме. Но что меня особенно поразило, так это критика идеи Лиотара о том, что ситуация постмодерна характеризуется гибелью всех больших нарративов. Куренной возражает, что нет, большие нарративы продолжают существовать, и в качестве примера приводит сериал «Игра престолов».

Удивительная вещь, ну, нельзя же понимать Лиотара в таком упрощённо-буквальном смысле (интересно, Куренной-то самого Лиотара читал или, как это обычно бывает, знаком по пересказу?). Под большим нарративом Лиотар подразумевает не масштабный литературный сюжет, а представление об истории человечества как о целенаправленном процессе, инспирированном некими внешними или внутренними силами и проходящем определённые стадии развития от завязки до развязки. И неважно, какие именно идеи лежат в основе этого процесса – экономические, политические или религиозные (классовая борьба, соперничество рас, научно-технический прогресс, наступление Царства Божьего) - все они подверглись деконструкции, и в постмодерне история человечества воспринимается лишь как набор отдельных событий, который влекут за собой другие события. Без цели и без смысла.

И как раз «Игра престолов» служит отличной иллюстрацией идеи Лиотара, потому что этот сериал как раз и строится на том, что сначала появляется завязка большого нарратива, а затем на развитии или кульминации этот нарратив разрушается, обычно путём гибели центрального персонажа. Так что вся история сериала становится чем-то вроде пространства разрушенных сюжетов. Есть осколки истории семейств Старков, Ланистеров и Таргариенов, осколки истории противостояния ледяным зомби из-за Стены, история разрушения единства Семи Королевств и так далее. Скорее всего, именно поэтому Мартин всё никак не может закончить книжную серию, её просто невозможно закончить. Нет нарратива = нет финала.

Хотя, конечно, так уж если зарыться ещё на уровень глубже, в «Игре престолов» есть таки большой нарратив, который как раз и состоит в деконструкции нарративов. В этом отношении сериал как раз получается очень точно отображает ситуацию постмодерна с его парадоксальным лозунгом «самая великая истина состоит в том, что нет никаких великих истин».

Тут, кстати, возникает интересная тема – как большой нарратив отражается в сериалах, будь то большой нарратив из реальной жизни (например, в практически всех сериалах о войне) или из выдуманного мира (например, в «Вавилоне 5» сюжет о противостоянии Теней и Ворлонцев). Из этого могла бы получиться хорошая лекция, перерастающая в серьёзную дискуссию (потому что сразу много спорных вопросов возникнет практически вокруг каждого популярного и качественного сериала). Но, увы, Куренной не потянул. А причина одна – невнимательное чтение классиков!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: russell_d_jones
2014-09-01 06:38 pm (UTC)
Я правильно понимаю, что, например, "Баффи" и "Ангела" он тоже не осилил?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-02 01:33 pm (UTC)
Скажем так, эти сериалы Куренной не упоминал. Ссылался в основном на "Игру престолов", "24" и "Дедвуд". И в самом начале сказал, что не так уж много сериалов он смотрел.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: britiy_yozhik
2014-09-02 05:28 am (UTC)
А лейтмотив того, что рано или поздно все сдохнут, всё обратится во прах и всему наступит большой П, только ещё не вполне ясно, с какой стороны он придёт раньше - это чем не большой нарратив в ИП?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-02 01:40 pm (UTC)
Да, это тоже можно считать большим нарративом. Но всё же для нарративов старого доброго модерна свойственно представление о хэппи-энде, будь то коммунизм, торжество гуманизма, появление сверхчеловека или что-то подобное. Смысл истории человеческой цивилизации как балансирование на краю пропасти с неминуемым в эту пропасть падением - это уже идея двадцатого века.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_crocodile
2014-09-02 08:25 pm (UTC)
Насколько я понимаю Мартина, там под теми завязками, которые кончаются очередной смертью, чуть глубже, лежит Большой-Большой Нарратив.

Правда, я не смотрел сериал, я книжки читал.

Одним из явных знаков этого нарратива -- проявляющееся в разных местах возвращение магии в мир.

Книжка ещё не дописана, я могу ошибасться. Но мне кажется, что так.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-03 07:52 pm (UTC)
Да, хочется надеяться, что всё это не просто так, и что Мартин нам ещё приготовил несколько больших сюрпризов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2014-09-04 09:08 pm (UTC)
да. именно так. и еще наоборот возможный уход от фэнтези в нф. есть и к этому предпосылки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_crocodile
2014-09-04 09:29 pm (UTC)
ммм, а какие?
совсем не могу представить переход к НФ с звездолетами и бластерами, видимо Вы что-то другое имеете ввиду?

магия-то там по всем фронтам возвращается, довольно явно показанный процесс.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2014-09-05 05:50 am (UTC)
он до фэнтези писал фантастику. не твердую, но именно фантастику. там был примерно один мир во всех рассказах и повестях. роман Умирающий свет еще. так вот в ПЛИО местами тот мир проглядывает. хотя это может просто использование старых наработок.
(Reply) (Parent) (Thread)