?

Log in

No account? Create an account
Новости - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Новости [Sep. 12th, 2014|12:11 pm]
olnigami
[Tags|]

Так и не поехал на книжную ярмарку на ВДНХ. Предыдущие два года она не вызывала ничего, кроме разочарования, так что решил – хватит. Судя по тому, что пишут люди там побывавашие, не прогадал. ММКВЯ, как я понял, окончательно превратилось с одной стороны, в помпезно-официозное мероприятие, с другой – в ярмарку для фриков (впрочем, одно другому не мешает, отечественный официоз вообще склонен к яростному китчу и с каждым годом эта склонность становится всё сильнее), и между этими двумя крайностями пытаются найти себе место обычные издательства… или просто уходят с ММКВЯ и ждут Нонфикшена. Именно туда потихоньку переезжает литературная жизнь, и это не так уж и плохо. Будем честны, литература ныне всё более и более маргинализируется, так что появление таких полуофициальных площадок «для своих» вполне закономерно.

Зато в субботу добрался до Бульвара читателей, подивился наплыву посетителей. Хотя, как мне показалось, большинство просто гуляли в праздничный день по бульварному кольцу, вот заодно и мимо книг прошли. Но всё равно – возле лотков стояли толпы, так что подойти, полистать, подумать не очень-то получалось.

Купил сборник статей Елены Костюченко «Условно ненужные». Репортажи, написанные методом глубокого погружения в среду, на самое социальное дно. Притон наркоманов, милицейский участок, деревни вдоль железнодорожной трассы, московские коммунальные службы. Читать откровенно жутко, и ещё жутче понимать, что эта бездна не где-то там, в Африке, а тут, прямо под боком. И провалиться в эту бездну нетрудно, пара неверных шагов и всё – булькнул в болото и нет тебя.

Прочитал нового Пелевина. Получил мощный заряд отвращения к игре Angry birds, фейсбуку и анимешным школьницам. Такова сила художественного слова. Пелевин, кстати, всё больше становится похож на позднего Солженицына. Причём сам это понимает, и всеми силами пытается от этой похожести избавиться, но вотще. Если уж получил роль Великого писателя земли Русской, то никак от неё не отвертишься. Судьба.

Ходил смотреть «Люси». Отметил, что сделан он практически один в один как недавняя «Трансцеденцния», и там даже всё тот же Морган Фримен играет одну и ту же роль. Только «Люси» гораздо лучше, ну или, точнее говоря, мастеровитее… Динамичнее как-то. По крайней мере, фильм Бессона можно смотреть, не испытывая чувства неловкости за высокопарную псевдонаучную чушь, которую несут персонажи. И Скарлетт Йохансон в роли женщины, у которой сверхинтеллект вытесняет эмоции, чудо как хороша. Вот просто родилась она для этой роли, и за её исполнение можно закрыть глаза на всё остальное.

Ну и, кстати, подумалось, в связи с этими двумя фильмами, да и с Пелевиным – похоже, тема радикального переустройства человеческой природы опять входит в моду. Старина Фридрих выползает из тёмного угла, куда оказался загнан в силу известных исторических обстоятельств, и начинает опять ныть про то, что человек есть то, что должно превзойти… Ах да, ещё я во время просмотра «Люси» всё время люденов вспоминал, тот же самый типаж. Вышедшее за пределы человеческого существо, в котором ещё теплятся какие-то остатки человеческих чувств (сцена, в которой осознающая настигшую её перемену Люси прощается по телефону с матерью, очень сильная), которое пока ещё в состоянии общаться с людьми, но при этом уже совсем-совсем чужое. Другое мышление, другие мотивации, другая биология… Вот даже не знаю, это мне кажется или действительно приближается к нам некое великое изменение человеческой сущности, которое проявляется пока такими всплесками в сфере человеческого воображения.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: esdra
2014-09-12 08:20 am (UTC)
Людэны все же несколько иное, это новый скачок эфолюции, который не связан с вытеснением эмоций, мне кажется такие продукты как Люси все больше профанируют как науку, так и НФ в целом. А жаль.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2014-09-14 09:51 am (UTC)
"Мы — не люди. Мы — людены. Не впадите в ошибку. Мы — не результат биологической революции." (С)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-14 01:30 pm (UTC)
С люденами, амазонками "Улитки" и мокрецами ситуация немного другая. Это не одиночки, а большие, организованные, согласованно действующие группы. У них есть план, который они методично реализуют. Тем и страшнее получается, столкновение с новой силой, которая просто вытесняет человечество, примерно так же, как люди вытесняют диких зверей с территории, которую осваивают. А Люси и герой "Трансценденции" - одиночки, и в этом их слабость. И снижение масштаба трагедии, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2014-09-14 04:21 pm (UTC)
В фильме работу организаций не покажеш (даже в книге это, трудно),
будет скучно и сведется к конспирологии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-14 07:45 pm (UTC)
К тому же в фильмах общим местом является то, что такая организация является несомненным злом. А у Стругацких это совсем не так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2014-09-15 05:00 pm (UTC)
"будет скучно и сведется к конспирологии"

потому что расклад такой
нужен герой -- ясно что положительный
а значит биться ему с ищадиями
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salmin26
2014-09-12 06:14 pm (UTC)
Не-не-не, ничего сверхординарного не происходит - просто 21 век, мы в очередной раз остались без общепринятой, удобной, применимой на все случаи жизни морали, отсюда некоторые метания и стрессы, вызывающие апокалиптические фантазии - как без них, если непонятно чем руководствоваться, когда принимаешь решения. Либо научимся жить без морали (увы, вряд ли), либо придумаем новую (скрепы у нас? толерантность у них?), тем всё и кончится, до люденов ещё очень далеко, да и надо ли.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2014-09-14 09:54 am (UTC)
Мораль-то тут причем?
Слишком долгий период мирного обеспеченого времени,
слишком многим случилось задуматся о смысле жизни.
А учитывая что на месте "смысла жизни" у большинства всякая шелуха... вот оно и поперло.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-14 01:32 pm (UTC)
Да, пожалуй. Для переломных исторических эпох характерно появление в литературе нового героя, бросающего вызов привычной морали, ну а дальше либо новый герой побеждает, либо гибнет. Просто герои становятся всё более странными.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Вася Пупкин
2014-09-13 06:59 am (UTC)
Разве в Пелевина шла речь именно об анимешных школьницах?
Насколько я помню один из главных героев любил "упражняться в одиночестве" в обществе просто японских школьниц.
PS но пока прочел только 30% книги...

Edited at 2014-09-13 07:00 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-09-14 07:50 pm (UTC)
Я про ту "школьницу", которую герой третьей повести видел в виртуальной реальности. Но там трудно понять, насколько реалистично нарисовано то, что герой видит. Мне всё-таки показалось, что оно близко к анимешному рисунку, хотя из текста это не вычитывается.


(Reply) (Parent) (Thread)