?

Log in

No account? Create an account
Передача о Хаггарде и Уэллсе - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Передача о Хаггарде и Уэллсе [Oct. 27th, 2014|12:40 am]
olnigami
[Tags|, ]

В эту среду мы с Игорем Поповым рассказывали в программе «Культуротека» о ранней британской фантастике, а именно о Генри Хаггарде и Герберте Уэллсе.
http://nlradio.podfm.ru/kultura/1250/ - на сайте подфм.
http://www.nlradio.net/kulturoteka/1791-kulturoteka-22-10-2014 - на сайте радиостанции.

Сочетание авторов вышло забавное. Приключенец Хагград, писавший хорошие, профессиональные, но, прямо скажем, ничем не выдающиеся романы, и Уэллс – отличный писатель, который подарил научной фантастики едва ли не половину сюжетов, если не сказать целых жанров. Общественный деятель, автор нескольких добротных реалистических романов, у нас, кажется, не очень хорошо известных, ученый, занимавшийся социальным прогнозированием. Но вдвоем они образуют интересное сочетание: деятель и мыслитель, мастер острых сюжетов и символист. Да и в мировоззрении они тоже друг другу противоположны, Хаггард – сторонник английской империи, «бремени белого человека», Уэллс – умеренный социалист и критик империализма.

Кстати, и в дальнейшей истории фантастики можно проследить, как верх берут то сторонники остросюжетной прозы, то сторонники литературности, то сторонники научности, то любители моделирования будущего. То же самое и с «имперской» тематикой, любителей побряцать бластерами в научной фантастике всегда хватало, равно как и критиков милитаризма.

Что касается самих авторов… о Хаггарде, на самом деле, не так уж и много можно сказать. Игорь поделился интересным рассказом об историческом прототипе охотника Алана Квотермейна, героя неисчислимого количества романов Хаггарда (кажется, они даже и не все на русский переведены).

http://esdra.livejournal.com/2008848.html

Биография у того действительно была такая, что только романы с него и писать. Да еще и с загадочным финалом: ушел в бразильские джунгли с экспедицией искать следы атлантов, и вся экспедиция пропала бесследно. Есть несколько версий того, что с ними произошло, но мне больше всего нравится такая: они нашли затерянный город атлантов, вернули его к жизни и стали там править, а найти город никогда не удастся, потому что его закрывает камуфлирующее поле, созданное по древним технологиям (а чё, атланты и не такое могут!).

Ещё немного поговорили о романе Хаггарда «Она», про Аэшу (Та-которой-подчиняются) – действительно очень мощный, завораживающий и отталкивающий одновременно персонаж. Древняя, вечно молодая колдунья несколько тысячелетий ждёт своего возлюбленного, которого сама же и убила. Надо признать, вот этот женский образ Хаггарду удался, несмотря на некоторый перебор с мистикой, причём довольно трэшевой. Ну да этого у него даже в как бы исторических романах присутствует. Страшные пророчества, реинкарнации, жертвоприношения, колдовство и прочее нагнетание мистического тумана.

***
С Уэллсом ситуация намного сложнее. Всё-таки автор классом значительно выше Хаггарда, и сказать о нём можно многое. Я больше сосредоточился на «Люди как боги», потому что, как мне кажется, для Уэллса это программное произведение. Тут он хотя и не обходится без язвительных выпадов в адрес современников, но всё же большую часть внимания уделяет описанию идеального общества Утопии (дело, кстати, происходит в параллельном мире, кажется, это одно из первых, если не самое первое использования идеи параллельных миров в фантастике). И проводит ясную мысль о том, что нынешний человек должен кардинально измениться путём евгеники и целенаправленной организованной эволюции. Утопийцы у Уэллса – иные существа. Они общаются при помощи телепатии, обладают идеальным здоровьем и очень высоким уровнем интеллекта. Понятно, что и общество у них организовано совсем по-другому.

Ну а жители нашего мира, случайно попавшие в Утопию, склонны видеть в утопийцах дикарей. Священник чрезвычайно раздосадован отсутствием в Утопии института брака и свободой сексуальных отношений. Политик правого толка считает, что Утопия деградирует, потому что у них нет болезней, тюрем и войн, а ведь только страдания делают человека человеком! И горстка пришельцев решает завоевать Утопию, насадить нормальные человеческие порядки: армию, полицию, суды и так далее. Возродить церковь, естественно. А потом организовать переселение людей из нашего мира в Утопию, а что, там вон сколько земли пропадает (утопийцы регулируют численность населения, чтобы не истощить биосферу, поэтому их полмиллиарда всего).

Вообще, если бы я прочёл что-то подобное пару лет тому назад, то решил бы, что Уэллс сатирически преувеличивает, но после опыта 2014 года я бы сказал, что нет, всё как в жизни. Я читал роман и постоянно вспоминал всё услышанное и увиденное в этом году. И горячее обличение распутства, и рассуждения о полезности войн и насилия, и делёжка земель, и призыв к построению священного царства. Вообще, тому, который восхвалял войну и страдания, так и хотелось написать в комментах на полях: «Товарищ Проханов, перелогинтесь».

Я бы даже назвал Уэллса пророком, но понятно, что дело не в пророческих способностях, а в том, что Уэллс описывал то, что видел вокруг и переписывал в «Люди как боги» те речи, которые читал в свежих газетах. Вот уж действительно, ничего не меняется под солнцем.

Уэллс, правда, призывает не отчаиваться, и обещает, что когда-нибудь человечество преобразится и достигнет своего подлинного предназначения, и что цель каждого разумного человека в наши дни – участие в этом гигантском проекте. Но вот честно говоря, тут у меня возникает то же сомнение, что в своё время испытывали Стругацкие в отношении будущего. Тот мир, который так ярко живописует Уэллс, требует ликвидации нынешнего человека и замены его иными существами. Будущее для своего существования должно уничтожить прошлое, вот ведь в чём трагедия. И в романе ведь утопийцы расправляются с горе-завоевателями, как с назойливыми мухами, одним ударом супертапка, не испытывая от этого никаких мук совести (да, впрочем, совести у них, похоже, и нет, отмерла в процессе эволюции за ненадобностью). Уэллс этого трагического момента не видит, он слишком ослеплён прекрасной картиной будущего (хотя, кстати, тоже важный момент – главному герою, явному альтер эго Уэллса, в Утопии не находится места, его вежливо, но настойчиво выпроваживают обратно в наш мир). А может, Уэллса слишком уж сильно раздражают современники, с их глупостью, жестокостью и властолюбием. И ему хочется как-то их переделать, всё равно как.

Кстати, и в «Пище богов» прорабатывается та же самая коллизия. Искусственно выведенные гиганты, следующая ступень развития, вступают в конфликт с человечеством. Хотя этот роман тяжело всерьез воспринимать, очень уж он комедийный. С гигантскими курицами, охотой на гигантских крыс, отсылкой к Рабле, как-то всё это не серьёзно. Хотя ближе к финалу Уэллс мощно нагнетает напряжение, надо отдать должное (вообще, Уэллс – великий писатель, и он способен вытянуть любой сюжет, даже самый нелепый).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: motilek_1
2014-10-27 07:05 am (UTC)
С удовольствием послушаем новую передачу. Про Грина преотлично было! А "Она" смотрели недавно - понравилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: motilek_1
2014-10-27 07:11 am (UTC)
Про Фоссета есть хорошая книга, написанная его сыном - рекомендую. Спросонья не соображу, как называется, кажется, "Последнее путешествие полковника Фоссета".

Edited at 2014-10-27 07:11 am (UTC)
(Reply) (Thread)