?

Log in

No account? Create an account
Про Северную Корею - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Про Северную Корею [Apr. 5th, 2015|06:45 pm]
olnigami
[Tags|]

На полит.ру выложили стенограмму семинара Андрея Ланькова о Северной Корее. Многое из того, о чём Ланьков говорит, он уже излагал в цикле статей на том же сайте, но в лекции информации больше, да и подана она более систематично. Почитать/послушать стоит, всё же о Северной Корее мы не так много знаем, а ведь это едва ли не последний в мире осколок эпохи великих социальных экспериментов. Мы-то сами эту эпоху уже не так хорошо помним, всё же четверть века прошло с момента крушения эксперимента в нашей стране, так что Северная Корея для нас своего рода напоминание.

Меня в этой лекции больше всего поразила история о том, как северокорейское руководство решило проблему голода в стране. Буквально одним росчерком пера. Просто разрешили крестьянам оставлять часть урожая себе, а не сдавать всё подчистую государству, плюс де-факто разрешили аренду земли и – опа! – внезапно получили два года рекордных урожаев, причём в условиях засухи. Что называется, «сколько лет мучились». То есть так и не удалось за столько лет вывести нового человека, который будет вкалывать на общество за паёк и под страхом наказания, так и остались северокорейцы теми же частнособственниками, готовыми проявлять энтузиазм только ради себя и своей семьи. Всё-таки люди упёртые существа, переделывают их, переделывают, и всё никак.

Опять же, мы это могли наблюдать и в 80-е, и в 90-е годы, равно как и прочие элементы нынешней северокорейской жизни: коррупцию, усиливающееся расслоение общества, усталость от идеологической накачки… единственное, чего у них нет по понятным причинам, так это проблемы национальных окраин. Может, как раз поэтому Северная Корея и ухитряется всё ещё сохранять свой строй. Про строй, кстати, уже и невозможно понять, какой он. По словам Ланькова: «Насколько вообще сейчас можно говорить об северокорейской идеологии – это идеология корейского этнического, иногда даже расистского национализма». Впрочем, там изначально с социализмом или тем более коммунизмом было как-то не особо. Скорее там какое-то совмещение традиционной сословной структуры с псевдокоммунистической идеологией, которая с годами постепенно выветрилась. Но, опять же, нам это хорошо знакомо, правда, пока больше по бывшим советским республикам в Средней Азии, но и Россия в последнее время примерно в том же направлении движется.

Другая история, о которой я не слышал (хотя, как Ланьков говорит, в своё время она вызвала громкий скандал), это история о похищении японских граждан посредством подлодок. Ну, это вообще сюжет скорее для глупого шпионского боевика или даже для треш-комикса. Как я понял, там и японцы долго не верили в происходящее именно из-за какой-то совсем уж запредельной абсурдности. Причём и северокорейцы сами не могут объяснить, зачем они этих японцев похищали. Похоже, произошёл обычный для жёстких систем сбой – где-то кем-то было принято какое-то решение, а потом, спускаясь вниз, оно вылилось в откровенный бред, а исправить уже не могли – внизу, потому что боялись поставить под сомнение правильность решения сверху, а сверху – потому что не хотели признавать ошибку.

И третий интересный сюжет – то, что распоряжения властей в Северной Корее распространяются помимо СМИ, а те оказываются… даже и непонятно чем они оказываются. То ли средством дезинформации внешних противников, то ли средством поддержания ощущения стабильности, то ли ещё чем-то. То есть во многом Северная Корея – это совсем другой мир, не понятный ни с точки зрения советского опыта, ни с точки зрения китайского.

Хотя, похоже, руководством Северной Кореи владеет то же чувство растерянности, что и всеми руководствами всех современных стран. В какую сторону ни повернись, везде неизвестность и непредсказуемость. И продолжать жить так, как жили до этого, не получается. Предыдущий опыт уже не работает, а новый опыт самостоятельно не наработан, а чужой слишком уж противоречив. Вроде бы есть пример Китая, который сумел пройти через масштабные реформы и сохранить свою целостность. С другой стороны, есть пример Восточной Германии, поглощённой Западной… И так далее, и так далее. Но, опять же, в этой лодке посреди бурного моря безо всяких ориентиров сейчас сидят все, что, впрочем, никого не утешает.

И да, напоследок цитата из постинга jim_garrison насчёт истории с похищением японцев:

«образец неэкологичного поведения, когда своим поведением уничтожается нормальная окружающая среда.
Ты удобно устроился в тени сверхдержав, играешь ими, думаешь, что можешь все, а в итоге превращаешься в изгоя».
linkReply

Comments:
[User Picture]From: fumiripits
2015-04-05 04:49 pm (UTC)
=То есть так и не удалось за столько лет вывести нового человека, который будет вкалывать на общество за паёк и под страхом наказания, так и остались северокорейцы теми же частнособственниками, готовыми проявлять энтузиазм только ради себя и своей семьи.=

Ну так столь безумная цель конечно же, недостижима. Видимо, то что забирало гос-во, просто имело неадекватную цену. Оплата не по труду, так сказать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-04-05 10:36 pm (UTC)
Если я правильно понял Ланькова, то им просто давали паёк (очень скудный), о справедливом возмещении даже и речи не шло. С другой стороны, подозреваю, что для крестьян важна именно сама эта возможность иметь что-то своё, личное, будто то часть урожая или тем более земля. Всё-таки не зря коммунисты выступали за индустриализацию села, и дело было не только в повышении эффективности сельского хозяйства, но и в ликвидации "частнособственнических стремлений".
(Reply) (Parent) (Thread)