?

Log in

No account? Create an account
Санкт-Петербург. Туда и обратно. Часть 2 - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Санкт-Петербург. Туда и обратно. Часть 2 [Jul. 19th, 2015|05:31 pm]
olnigami
[Tags|]

Продолжение заметок о поездке в Питер.

Книжные магазины

Постоянно бросалось в глаза, как много в Питере книжных магазинов, и сетевых (Буквоед, Дом книги), и отдельных. Впрочем, это вполне можно списать на особенность восприятия: что кому интересно, то и замечается. К тому же, мы в основном перемещались по центру города, вполне логично, что там много разных магазинов, в том числе и книжных. А что в других районах - понять сложно.

Гранд-макет «Россия»

Одна из сравнительно недавних появившихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Как я понимаю, изначально идея выросла из макета железной дороги, такого – с бегающими локомотивчиками, автоматическим переводом стрелок, вокзальчиками и депошечками, с маленькими фигурками машинистов и проводников. А тут компания смелых людей решили создать большой, очень большой макет железной дороги. С реками, шахтами, городами и так далее и так далее, и всё это изображает нашу огромную и весьма разнообразную родину, хотя, понятно, в довольно упрощённом и обобщённом виде. При этом, конечно, макет пронизан железнодорожными путями (очень хитро устроенными), и Россия представляется как пространство, развёртывающееся вдоль и вокруг железной дороги, в чём есть свой глубокий резон. Действительно ведь в России, особенно в сибирской части, железная дорога является осью, на которую нанизывается значительная часть инфраструктуры. Кстати, и автопередвижение на макете отражено – по всему макету проложена сеть шоссе, по которому бегают маленькие машинки, но железных дорог всё равно больше и они, что уж тут говорить, конечно, выглядят гораздо круче.

Пропорции в макете соблюдены своеобразно. Так, европейская часть и Сибирь занимают одинаковую площадь (хотя в символическом пространстве России так оно и есть, пожалуй). В Сибири отображено всего понемножку – леса, реки, гидроэлектростанция, тундра, городские постройки. Байкал, конечно же. Дальний Восток – море, длинный мост (как я понимаю, это знаменитый мост на остров Русский). Там рыбаки, тут шахтёры. Само собой, железнодорожные вокзалы (ну, это, можно считать, по умолчанию).

Европейская часть чётко поделена на три региона: Сочи (море, дельфинарий и навеки застывшие в заснеженных горах участники Олимпиады), Москва (Останкинская башня, Кремль, сталинская высотка, правда, всего одна, но опять же – тут важна идея, а не точное изображение), Санкт-Петербург с основными достопримечательностями, включая, конечно, и здание, где расположен Гранд-макет, такая вот забавная рекурсия. Да, и в европейской части есть большая военная часть, что тоже вполне уместно, какая ж Россия без военной части. Да и в Сибири есть свои выстроившиеся на плацу солдатики и разгружающаяся с железнодорожных платформ бронетехника. Бронетехника, правда, почему-то носит опознавательные знаки миротворческих сил ООН, это, я так понимаю, призвано продемонстрировать, что Гранд-макет отображает не только настоящее России, но и будущее.

Ещё имеется вынесенная в отдельную большую часть Калининградская область, что объясняется высокой значимостью Калининграда (в особенности его порта) для России. Опять же, тут налицо некоторая проблема с соблюдением пропорций, но так оно всегда бывает, когда пытаешься и реалистичность сохранить, и символическое значение передать. Как в древнеегипетской скульптуре. Или в иконописи. Или в кубизме с его стремлением соединить на одной плоскости разные грани объекта. Вот Гранд-макет это и есть такой символический образ России; икона, можно сказать, современная и высокотехнологичная. Или даже скорее буддийская мандала. Вот это сравнение, пожалуй, точнее будет. Хотя и нет в Гранд-макете такой гармоничности и строгой пропорциональности, ну так и взгляд на мир сейчас другой, более реалистичный.

И особенно потрясает, конечно, понимание того, сколько времени и труда заняло изготовление Гранд-макета. Если бы я не видел своими глазами, ни за что не поверил бы, что подобный проект можно реализовать, слишком уж он сложен. А вот, пожалуйста, реальность в очередной раз опровергла мои представления о ней. Впрочем, да, каждый судит по себе, и если я не нахожу в себе сил для того, чтобы совершить нечто величественное, это не значит, что в других людях таких сил нет.

В любом случае, Гранд-макет – такое место, которое стоит посетить. Даже просто чтобы подивиться тому, на что способны увлечённые люди, каких высот они могут достигнуть. В мотивационных целях, так сказать. А для тех, кто увлекается моделированием, железными дорогами и солдатиками – Гранд-макет… я даже и не знаю… Мекка… Тибетский монастырь… Чистая земля будд… Место для паломничества и молчаливого благоговейного созерцания. Хотя молчаливость, конечно, изрядно подпортят толпы туристов с фотоаппаратами, но что поделать.

В лабиринте Летнего сада

От реконструированного Летнего сада у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны, раздражает разграничение пространства сада зелёным штакетником, усаженным кустами и деревьями, перекрывающими обзор. Для горожанина главное в парке или саде – это свобода передвижения и возможность видеть пейзаж, желательно до самого горизонта, потому что после города, где пространство ограничено заборами, магистралями и дома, а пейзаж перекрыт многоэтажными зданиями, в природной среде хочется чего-то противоположного. А обновлённый Летний сад по пространственной организации представляет собой тот же самый город, только стены в нём приятного зелёного цвета и живые. Да и то обстоятельство, что памятник Крылову я искал добрых 15 минут, а наткнулся на него случайно, когда уже собирался уходить, тоже симпатий к новому Летнему саду не добавило.

С другой стороны, стоит признать, что в Летнем саду появилась определённая структура и загадочность. Раньше он был сад, просто сад – аллеи, статуи, скамейки. Теперь же это сад-лабиринт с длинными коридорами, отдельными «комнатками», сквозными проходами и тупиками. У меня, кстати, сложилось такое ощущение, что человек, планировавший новый дизайн, ориентировался на игры типа Doom или какие-нибудь классические RPG типа Lands of Lore. Там тоже любили делать такие вот странные лабиринты из всего что угодно – хоть из офисных помещений, хоть из сырых подвалов, хоть из скал и пещер. И, кстати, живые изгороди и кусты тоже использовали. Вот и выросло поколение геймеров, да. Хотя, с другой стороны, идея лабиринта – одна из древнейших идей человеческой цивилизации, а игровые дизайнеры ей просто воспользовались в своё время (вот интересно, кстати, есть ли исследования на тему использования идеи лабиринта в компьютерных играх?), да и при оформлении садов её использовали задолго до появления компьютеров. Но, что называется, смутный осадок всё равно остаётся.

А что касается удовлетворения тоски горожанина по открытым пространствам, то буквально через дорогу от Летнего сада расположено Марсово поле, по которому можно бродить в любом направлении, да и со свободой обзора там всё тоже очень даже хорошо. Забавно получилось, что теперь Марсово поле и Летний сад образовали своего рода диалектическую пару. Одно пространство жёстко ограничено решёткой и внутри разделено изгородями и стенами. Другое распахнуто и наружу, и внутренне. Одно ограничивает передвижение и обзор посетителям, другое – свободно и открыто. Ну и самое удивительное в этом сопоставлении то, что современная смысловая нагрузка этих двух пространств кардинально изменилась по сравнению с изначальной. Летний сад когда-то был символом свободного аристократического времяпрепровождения, а превратился в жёстко регламентированное и разграниченное пространство. Марсово поле, напротив, предназначалось для военных манёвров, а стало местом свободных прогулок.

Некрополь Александро-Невской лавры

Сразу возле входа на территорию Александро-Невской лавры располагаются два больших кладбища. Одно – захоронения XVIII века, в основном аристократических фамилий, но не только, есть и учёные, и поэты, и архитекторы: Ломоносов, Эйлер, Росси, Витте, Фонвизин. Могил тут очень много, расположены они плотно и несколько хаотично, монументы отличаются печальной торжественностью, причём монументы не сказать что одинаковые, но прослеживается единство стиля.

Второе кладбище называется «Некрополь Мастеров искусств», и тут всё немного по-другому. Могилы расположены по родам войск… то есть, по родам искусств. Писатели/поэты отдельно, композиторы отдельно, художники отдельно. Расстояние между могилами больше, чем на старом Некрополе, и монументы разнообразнее. Есть и строгие простые каменные плиты, есть и скульптурные композиции во всевозможных стилях. Причём есть даже и произведения современной скульптуры, несколько дисгармонирующие с классическим окружением, но впрочем, для Мастеров искусств дисгармонировать с окружением вполне нормально.

Эта часть кладбища производит очень сильное впечатление. Начинаешь понимать, что такое преемственность и «культурный слой». Как выстраиваются линии «учитель-ученик», как формируются направления и школы… И если в кладбище XVIII века поэты и скульпторы лежат рядом с политиками и военными, то Некрополь Мастеров искусств как будто находится в сфере чистого творчества, отделённом от бушевавших в те времена перипетий политической жизни. И глядя на людей, которые продолжали творить в любых условиях, выводили за скобки всю суету мира сего, как-то даже поневоле проникаешься их примером.

И очень символично то, что последнее захоронение в Некрополе было в 1989 году, хоронили Товстоногова. В принципе, это очень правильно. Советское искусство при всех его недостатках всё же сохраняло какую-то преемственность по отношению к Серебряному веку, а через него и к Золотому. Да и потом, в СССР искусство было чем-то живым и важным, системообразующим. А начиная с 90-х годов, мы вошли в предсказанную Гегелем эпоху конца искусства, и теперь наша связь с теми, кто лежит на кладбище Александро-Невской лавры не то чтобы прервалась, просто мы теперь живём по-другому, и их опыт стал для нас чем-то музейным, отстранённым, монументом, а не живой традицией. И ощутить то, чем искусство было когда-то, во всей его полноте и полнокровной жизни, теперь можно только на кладбище, и есть в этом какая-то злая ирония.

А впрочем, не кажется ли вам, что вся наша интеллектуальная жизнь в последние годы стала чересчур уж некропоцентричной? Мы бродим среди могил великих людей, спорим до хрипоты о их значимости и о том, кто какому лагерю принадлежал (взять хотя бы совсем недавнюю безобразную коммунальную склоку вокруг Бродского), бьём друг друга цитатами из великих. А сами уже мало того, что ничего нового придумать не можем, так и тех ушедших всё меньше понимаем, да и не хотим понимать, а просто пользуемся набором их цитат. У меня иногда возникает жутковатое ощущение, что Достоевский, например, в каком-то смысле ныне куда более «живой», чем многие из его комментаторов и интерпретаторов.

Если пройти дальше в лавру, там будет ещё одно захоронение, на сей раз не снаружи, а внутри одного из монастырских зданий. Там похоронены знатные вельможи – князья, генералы, послы – ушедшей в прошлое романовской империи. Выглядит гробница очень пафосно – золотые барельефы, статуи, на некоторых могилах подробно расписаны и должность покойного, и его достижения, только на могиле Суворова простая надпись: «Здесь лежит Суворов», ну а действительно, что ещё скажешь.

Ещё в Некрополе Мастеров искусств есть небольшой домик – музей городской скульптуры. Экспозиция там небольшая, но интересная. В основном это макеты либо установленных в Петербурге скульптур, либо проекты новых скульптур, которых пока ещё не установили. Там есть скульптура Ахматовой, Шаляпина (диковатый на вид, но впечатляющий), ещё кого-то. Стоит зайти, посмотреть. Вообще, в лавре много всего интересного. Мы-то думали, что забежим туда быстренько, на часочек, всё посмотрим и поедем в Русский музей, а в результате бродили по лавре полдня, и то далеко не всё осмотрели.
Так что если кому интересны такие непривычные и не очень-то популярные среди туристов маршруты, добро пожаловать на площадь Александра Невского.

Первая часть: http://olnigami.livejournal.com/298889.html
linkReply

Comments:
[User Picture]From: eldhenn
2015-07-20 06:21 am (UTC)
> Гранд-макет «Россия»

1. Дорогие билеты
2. Постоянный зуммер
3. Ещё были какие-то претензии общего характера, уже не помню. Собственно, это стоило оставить железной дорогой, железная дорога там - это круто, а "макет Россия", в котором не представлена половина регионов - это фейл.

> Начинаешь понимать, что такое преемственность и «культурный слой».

Ога, Пушкин и прочие пейсатели старинных веков - это культура, а БГ и Майк - это ничуть не культура. Питер такой Питер :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-07-20 02:43 pm (UTC)
Высокая цена билета неприятна, но понятна - могу только представить какие у них расходы на содержание всего этого хозяйства.
Зуммер раздражает сильно, это да.
Выражение "макет Россия" скорее носит рекламный характер, чем отображает реальность. Но всё равно мне стало интересно, какие именно регионы представлены на макете.
(Reply) (Parent) (Thread)