?

Log in

No account? Create an account
Мамлеев - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Мамлеев [Oct. 27th, 2015|02:22 am]
olnigami
[Tags|]

В новостях пишут о смерти Юрия Мамлеева. Странное ощущение… Мамлеев был необычной фигурой. Писатель, философ, метафизик – как его характеризуют в некрологах – это всё верно, да, но Мамлеев – есть нечто большее. Я бы, пожалуй, сказал, что Мамлеев это такой феномен (да, смешно звучит, человек и пароход, человек и феномен, но не знаю, как лучше сказать). Феномен и сам по себе, - всё же редко кому удавалось так достоверно передать то жуткое и в то же время странно притягательное ощущение сквозняка, исходящего от мира запредельного, - и по своему положению в андерграундной интеллектуальной среде 80-90-х годов, и по влиянию на литературу, да и на всю российскую культуру (Мамлеев своего рода такой центр тяжести, влиявший на траекторию Пелевина, Сорокина, Дугина… и это только те, кто сразу вспоминаются, а так их гораздо, гораздо больше).

Так вот, каждый раз, когда уходит такой человек-феномен, в культурном пространстве образуется не то чтобы пустота… остаются ведь тексты, интервью, воспоминания… нет, на месте живой личности образуется такой искусственный конструкт. Памятник или даже скорее мемориал. Или музей. Протез вместо руки, бот вместо живого собеседника и так далее. Понятно, что и сама интеллектуальная среда нынче уже не такая, как в 80-х (а вот, кстати, какая она сейчас?), и общая культурная атмосфера другая – нет того ощущения андерграунда, не просто как иного образа жизни, а как некоего инобытия по отношению к официальной литературе, социуму, да и вообще всему (а именно в таком инобытии и появляются писатели вроде Мамлеева, Ерофеева, Сорокина и далее по списку). Так что для нас сейчас позднесоветский андерграунд скорее уже факт истории культуры. Но всё равно – уход такого человека – это что-то особенное, хотя вот так вот выразить словами в чём именно состоит эта особенность я, пожалуй, и не смогу.

Да, и, конечно, само по себе сообщение «умер Мамлеев» - это такой рассказ из двух слов, намекающий на то, насколько сам Мамлеев был поглощён, заворожён темой смерти, в каких сложных отношениях он находился с тем миром, который лежит за гранью и куда ведёт дорога в одну сторону. И вот теперь поставлена точка в его исследованиях и прозрениях, Мамлеев теперь смотрит не сквозь тусклое стекло, гадательно, а напрямую.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: eldhenn
2015-10-27 08:53 am (UTC)
> нет, на месте живой личности образуется такой искусственный конструкт. Памятник или даже скорее мемориал. Или музей. Протез вместо руки

Чегой-то протез? При жизни точно так же - бОльшую часть людей мы знаем по их работам, сообщениям третьих лиц и так далее. Вот, к примеру, Пушкин умер, а Пелевин, к примеру, жив. Многое ли это меняет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-10-31 09:42 pm (UTC)
Это, конечно, да, но всё же знание того, что где-то там есть ещё живой Пелевин, который, может, ещё что-нибудь напишет, оно всё-таки несколько отличается от того, что Мамлеев вот умер и всё. Ни книг больше не будет, ни интервью с ним, ни статей.
(Reply) (Parent) (Thread)