?

Log in

No account? Create an account
Литературная неделя. Часть 1. Конкурс - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Литературная неделя. Часть 1. Конкурс [Dec. 11th, 2016|08:04 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Позапрошлая неделя по странному совпадению вышла насыщенной разными событиями, связанными с литературой. Вот я и решил записать кое-какие впечатления, чтобы потом не забыть. Во вторник в доме-музее Чехова проходил литературный вечер в поддержку Семинара при Союзе Писателей Москвы, для сбора средств на организацию и проведение. Таких вечеров было несколько, по разным направлениям. А тот, что проходил во вторник, представлял собой конкурс чтения малой прозы. И нескольких критиков, участвовавших в разные годы в Семинаре, и меня в том числе, пригласили в качестве участников жюри.
Соревновались между собой не только отдельные участники, но и две команды, условно разделённые на «реалистов» и «авторов жанровой прозы». Деление мне сразу показалось несколько странным, но потом в процессе обсуждений «жанровость» как-то сама собой съехала в «фантастику» и само противостояние вернулось к старому доброму «реалисты vs фантасты». Вообще, фантастам не везёт, вечно они отдуваются за всю «жанровую» (или, как часто говорят, «массовую») литературы. Хотя во многом они и сами навлекли на себя эту беду, когда много лет упорно пытались доказать, что они не твари дрожащие, а право имеют называться настоящими писателями. В отличие, например, от детективщиков, которые в споры не лезли, права не качали, а просто гнали тексты целыми сериями, получая неплохие гонорары.

Сейчас эти давние споры смотрятся скорее ностальгически. Фантастика в России в первые и особенно десятые годы всё больше впадала в ничтожество. О твёрдой НФ сейчас уже и говорить не приходится. Писатели поколения «учеников Стругацких» уходят. Из фантастики как-то сами собой выделились в отдельный жанр «попаданцы», ЛитРПГ, любовное фэнтези, фанфикшн. И опять же – те, кто пишут в этих направлениях, ни с кем не спорят, ни на что не претендуют, а просто набивают мегабайты текстов. Что-то даже издают, но большей частью эти тексту существуют в пространстве интернета, и авторов, опять же, это вполне устраивает.

С другой стороны, и реалисты из «большой литературы» ныне охотно прибегают к фантастике как художественному методу. И мне кажется, что с годами таких «перебежчиков» становится всё больше и больше. Другое дело, что с научностью в этой фантастики дела обстоят так же плохо, как и у «жанровых» фантастов, большая литература скорее склона к разного рода мистике, чудесности и тому, что можно назвать «городским фэнтези». Да, и тут, конечно, стоит напомнить, что главный писатель земли русской Виктор Пелевин и вовсе летает вне измерений, в том числе и литературоведческих.

Замечу в сторону: мне порой кажется, что подобно тому как в Янтарном цикле Желязны единственным настоящим городом был Амбер, а все остальные города и миры представляли собой его тени, так и в нашей литературе есть только один настоящий писатель – Пелевин, а все остальные лишь его тени, отбрасываемые на литературный процесс. Ну а так как в пелевинском творчестве присутствуют все темы и все жанры (Пелевин это действительно «наше всё», уж не знаю, к радости или к огорчению), то и его проекции оказываются крайне разнообразными, и даже порой кажутся противоположными и несовместимыми (хотя это лишь иллюзия, современная российская литература куда как целостнее, чем это порой выглядит). Впрочем, я подозреваю, что если копнуть глубже, то окажется, что и самого Пелевина тоже нет, он тоже лишь иллюзия, порождаемая литературным процессом. И вообще ничего нет, и то, что нам кажется современной российской литературой, это огромная машина иллюзий, в которой литературный процесс порождает Пелевина, чтобы тот, в свою очередь порождал литературный процесс. Так литературное колесо сансары крутится год за годом, и стоит только попасть в него, никогда оттуда не выберешься.

Ладно, возвращаясь к самому конкурсу. Представленные произведения как раз очень хорошо иллюстрировали проблему жанрового деления, потому что понять, где реалисты, а где фантасты было довольно сложно. При том, что перед жюри стояла в том числе и задача оценить соответствие представленных текстов жанру, хотя каким образом оценивать это самое соответствие решительно непонятно. Тем более в случае с мини-прозой, которая и сама по себе вообще-то самостоятельный жанр, да и жанровые признаки на таком объёме отследить куда труднее. Да и вообще, любая оценка в литературе очень и очень субъективна, но, полагаю, об этом известно каждому, кому доводилось участвовать в сетевых литературных конкурсах, где обычно от участников требуют высказывать своё мнение о произведениях других авторов. И вот читаешь потом десяток отзывов на один и тот же текст, и поражаешься тому, насколько отличается восприятие у разных людей. А в случае с чтением произведения вслух ещё и добавляется авторская манера чтения, интонации, артистизм, и это дополнительно усложняет задачу… Поэтому и об оценках тут говорить сложно. Впрочем, мне кажется, смысл мероприятия состоял не в том, чтобы обозначить позиции или показать разницу между «реалистами» и «фантастами» (как я уже говорил, ныне это уже отживший спор, перешедший в историю литературы), а в том, чтобы поддержать Семинар молодых писателей, да и просто собраться вместе, пообщаться, почитать тексты. Да и просто показать хотя бы самим себе, что литературная среда в Москве пока ещё существует.

Ещё мне как члену жюри предложили в дар за участие выбрать одну из книг, переданных авторами в поддержку семинара. Я выбрал сборник рассказов Леры Манович «Первый и другие рассказы». Поздравляю Леру с выходом этой книги. Хотя должен заметить, что её рассказы и по отдельности навевают печаль, а собранные в одной книге так и вовсе вгоняют в состояние близкое к депрессии. Но рассказы хорошие, что там говорить. С чеховским умением строить повествование на полутонах и с чеховским умением завуалировать ужас бытия за повседневностью. Когда просто два человека разговаривают, а ощущение, что вся жизнь или даже скорее весь мир рушится. Или уже разрушился, а эти двое пьют чай на руинах и делают вид, что всё у них нормально.

И опять же к слову о фантастичности. В рассказах Леры Манович ощущение «постапокалипсиса», пожалуй, не меньше, чем в «Безумном Максе», при том, что жанрово это реалистическая проза, никакой фантастики, а если что-то «мистическо-символическое» и появляется (как летучая мышь в рассказе «Молоко»), то в нём нет ничего такого, что не могло бы произойти в реальной жизни. А при этом ощущение как от Лавкрафта какого-нибудь. И ведь действительно, реальная жизнь создаёт такие ужасы, что на их фоне самые страшные готические фантазии порой выглядят лишь детскими страшилками. Вот и поди пойми, как здесь отделить фантастическое от реалистического.

Фотографии с вечера
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001041655341&sk=photos&collection_token=100001041655341%3A2305272732%3A69&set=a.1359305694114139.1073742138.100001041655341&type=3&pnref=story

Спасибо Виктории Лебедевой за организацию вечера и за приглашение.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: alek_morse
2016-12-13 10:30 am (UTC)
Пелевин как истинный Амбер - сильный образ ;)
Но что-то в этом есть.

Спасибо, интересный обзор.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alamar
2016-12-15 01:01 pm (UTC)
Стало не с кем спорить и не на что претендовать?

Попробуй попретендуй, когда едешь в набитом вагоне метро.
(Reply) (Thread)