?

Log in

No account? Create an account
Путевые заметки о Туле: архитектура и Кремль - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Путевые заметки о Туле: архитектура и Кремль [Aug. 23rd, 2017|01:49 am]
olnigami
[Tags|]

Несколько наблюдений после путешествия в Тулу. Субъективных, конечно, и поверхностных. Прожили мы в городе несколько дней, бывали в основном в туристических местах и в центре, а остальной город видели только из окна такси. Но, тем не менее, вот что осталось в моей памяти от Тулы.

1. Городская архитектура

Застройка Тулы производит довольно гнетущее впечатление. В каком-то романе Лавкрафта, не помню в каком, герои нашли где-то то ли в джунглях, то ли в горах покинутый, но хорошо сохранившийся город древней, негуманоидной расы и описывали строения как чуждые, непропорциональные, вызывающие смутный страх и головокружение при взгляде на них. Вот примерно такой же эффект производит застройка Тулы, особенно если оглядывать её с центральной площади Ленина. По отдельности каждое здание выглядит вполне гармонично, но все они принадлежат к разным архитектурным эпохам, построены исходя из разных эстетических принципов, выкрашены в несочетающиеся цвета, высота зданий тоже разная… Так что расположенные в одном пространстве они создают эффект хаотичности и даже некоторой сюрреалистичности, что по-своему тоже неплохо («съездил в Тулу – как в картине Сальвадора Дали побывал»), но по первому впечатлению удивляет и угнетает.

На площади Ленина проблемы с застройкой отнюдь не заканчиваются, и если гулять по городу, то обнаруживается, что Тула отличается самыми неожиданными архитектурными переходами. Вот, например, идёт проспект Ленина (в Туле, кстати, большинство улиц сохранили советские названия) – современный, по-своему даже стильный, с магазинами, торговыми центрами. Сворачиваешь в сторону – тянутся по обе стороны улицы двухэтажные каменные домики, а чаще и вовсе – первый этаж каменный, второй деревянный, все домики обклеены яркой рекламой, в каждом несколько магазинчиков, между ними то и дело попадаются заброшенные или сгоревшие строения, и всё такое жутко неуютное и необихоженное, ржавое, потрескавшееся, исписанное. Так тянется, тянется, а потом раз – на смену торговому разнобою приходят добротные кирпичные двухэтажки, окружённые заборами, или даже деревянные дома, но такие, что видно - за ними следят, вовремя ремонтируют, красят, даже ставят пластиковые окна в окружении резных наличников. Дальше (это, правда, уже был вид из окна такси) внезапно начинается район из пятиэтажек советских времён, за ними опять деревянные домики, а на горизонте видны строящиеся то ли 20, то ли 25 этажные дома вполне мегаполисного вида.

Полагаю, что какое-то районирование в этом нагромождении стилей и эпох всё-таки имеется, и местные жители хорошо понимают, где какие дома расположены, где стоит селиться, а где не стоит, какой район лучше, какой хуже. Но человеку со стороны кажется, что он находится в каком-то гигантском архитектурном калейдоскопе или перемещается в синей телефонной будке по временам и пространствам.

2. Достопримечательности: Тульский Кремль

В Туле нет протяжённых туристических пространств, таких как Арбат в Москве или исторический центр в Ярославле. Есть лишь несколько явно туристических мест и безуспешная попытка соединить в единое целое Тульский Кремль и Музей оружия (aka Музей-шлем). Между двумя этими пространствами пролегает улица Металлистов (чудесное название, не правда ли?), которая когда-то, по всей видимости, отличалась богатством и помпезностью, так, по крайней мере, можно судить по немногим сохранившимся в прежнем виде особнякам XVIII-XIX веков. Ныне улица пребывает в унылом запустении, часть особняков находится на реконструкции (судя по всему, начавшейся ещё в прошлом тысячелетии), часть разрушена, никаких туристических объектов на самой улице нет, и вызывает она лишь одно желание – поскорее её проскочить и добраться до моста, ведущего к Музею оружия. Впрочем, окрестности самого моста выглядят довольно-таки неплохо. Там расположены памятник Петру I (очень удачный), на другой стороне улицы – памятник Левше (тоже вполне себе ничего), рядом с ним – беседка возле берега реки и замечательный вид на реку и на Музей оружия. Правда, впечатление несколько портит тот факт, что если пройти по набережной чуть дальше, там красота и благоустроенность в какой-то момент резко заканчиваются, металлические перила рассыпаются в труху, а мостовая исчезает под травой, но такие переходы, как я говорил выше, вообще характерны для Тулы.

Да, пока не забыл, добавлю пару слов про памятники. Те, что мы видели, тоже поражают разнообразием. Есть вполне удачные, например, памятник Петру I или Мосину в сквере Тульского оружейного завода. Есть очень миленькие - памятник с ежом и грибной поляной в Кремлевском саду или памятник Тульскому прянику. Есть унылый ширпотреб - памятник святым Петру и Февронии в том же саду или памятник Дмитрию Донскому в Кремле. Есть и вовсе откровенный китч – памятник Никите Демидову возле Музея оружия. Демидову, кстати, совсем уж не повезло… ну или повезло, как посмотреть. Скульптор изобразил его по пояс голым, вырывающимся из постамента, как стриптизёр из торта, да ещё и с молотом и мечом в руках и пушкой… скажем так, на заднем фоне. Зато мускулатура у Демидова отменная, всем на зависть, практически старорусский бодибилдер, особенно удались скульптору межребёрные мышцы. Скульптура таким образом воплощает в себе не только исторический пример, но и отображает телосложение современного жителя Тулы, но о туляках и их, научным языком говоря, типичном габитусе, я скажу немного позже.



Ещё из уличного оформления несколько удивила дважды – в Кремлевском саду и ЦПКиО - встретившаяся конструкция из металлических рам, сваренных в куб, и свисающими с этих рам цепями. Что означает данная инсталляция, понять я так и не смог. Предполагаю, что она символизирует железный и бескомпромиссный характер туляков, а, может быть, это те самые цепи, которые сорвал с себя пролетариат во время октябрьской революции. В ЦПКиО я увидел, как на этих цепях радостно виснут дети, что сразу напомнило любимый фильм моей молодости – «Восставший из ада», там примерно так же людей цепями растягивали, и цепи очень похожие. Но стоит признать: инсталляции с цепями гармонично вписываются в общий хтонический и некроромантический стиль Тулы.

Так вот, возвращаясь к тульскому Кремлю. Территорию он занимает небольшую – четыре гектара, восемь башен. Остался от тех времён, когда Тула прикрывала южную границу Московской Руси от кочевников, потом защищал жителей во время восстания Болотникова, но дальше необходимость в серьёзной защите отпала, а потому крепость так и не перестраивали, она осталась небольшой по размеру, и город её очень быстро перерос. За прошедшие века вокруг крепости нарос внушительный культурный слой, и Кремль ушёл под землю чуть ли не на треть, отчего стены кажутся до нелепости низкими. Башни вполне солидные, по ним проводят экскурсии, но мы как-то всё время оказывались в Кремле не в экскурсионное время, так нам не довелось побывать внутри башен. Кстати, в рекламной листовке написано, что в одной из башен находится музей пыток, где можно во всех подробностях узнать о работе средневековых палачей, и что этот музей «пользуется огромной популярностью среди туляков и гостей города». Что ж, судя по тому, какое впечатление произвела на меня Тула, звучит вполне достоверно.

На территории Кремля расположены несколько зданий:

- Собор – большой и красивый. Не совсем, правда, понятно, что в этом соборе старинное, а что отреставрированное. Колокольня точно новая, её разрушили в эпоху диалектического материализма, а восстановили не так давно.

- Музей оружия, вернее, часть его. Большая часть экспозиции находится в Музее-шлеме, а в Кремле осталась мощная коллекция ружей и винтовок, кроме того, там шла выставка стрел от древности до наших дней (особенно впечатляют современные навороченные арбалеты, в них осталось только компьютер запихнуть и GPS для точности наводки).

- Военно-исторический музей. Точнее там стоят два здания – музей и ресторан, но их не так давно объединили одной крышей и стеклянными стенами, а получившееся закрытое пространство назвали «Атриум». Крыша и стены изготовлены по современной моде из стекла и железных полос, и вместе с кирпичными зданиями смотрится это всё до крайности нелепо и забавно. Впрочем, оно отлично вписывается в общий тульский эклектичный архитектурный стиль, в конце концов, если за пределами Кремля смешано всё, что только можно и что нельзя, то почему это нельзя сделать и в самом Кремле?

- Торговые ряды. Несколько лавочек, торгующих сувенирами, магнитиками, тульскими пряниками, самоварами, белёвской пастилой (кстати, пастила очень дешёвая, по сравнению с Москвой, в Тулу стоит приехать хотя бы для того, чтобы пастилы от души наесться, а вот пряники как-то не произвели особого впечатления), солдатиками (очень классные и очень дешёвые, в Тулу стоит приехать хотя бы для того, чтобы пополнить коллекцию), ну и так далее. Цены вполне приемлемые, ассортимент большой, так что поход по рядам может стать отдельным пунктом туристической программы.

Около центрального выхода из музея находится Музей самовара. Небольшой, симпатичненький, много самоваров, но как-то сразу чувствуется, что для Тулы главный предмет гордости и главный музейный экспонат – оружие, оно везде, во всех музеях (кроме художественного), а самовары – это так, побочный продукт оружейного производства. Пару комнат на них выделить и достаточно.

Да, про военно-исторический музей. Он вполне современно выглядит – интерактивные панели, муляжи, и опять очень-очень много оружия. Исторический период охвачен от сражений с татаро-монголами до Великой Отечественной войны, причём смотрительница нам сказала, что сейчас в музее готовят экспозиции, посвящённые Афганской и Чеченской войнам, так что военная история не заканчивается. Впрочем, им впору уже делать экспозиции про Грузию, Донбасс, Сирию, главное, чтобы места хватило.
linkReply