?

Log in

No account? Create an account
Путевые заметки о Туле: музеи - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Путевые заметки о Туле: музеи [Aug. 23rd, 2017|01:54 am]
olnigami
[Tags|]

Продолжаю выкладывать впечатления о Туле

3. Достопримечательности: Музей-шлем, краеведческий музей, художественный музей

Музей-шлем открыли в 2012 году (хотя сама коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, потом с ней было много разных приключений, кому интересно, почитайте на сайте музея, он вполне информативный). Новое здание действительно построена в виде шлема, что невольно вызывает в памяти эпизод с головой из «Руслана и Людмила». Рядом с музеем стоит церковь, классического вида, симпатичная, на площади тот самый памятник Никите Демидову в образе бодибилдера, о котором я уже писал.

Снаружи музея рядочком стоят танки, БТР, БМП, ракетная установка, несколько башенок морской артиллерии. В самом здании вольно расположилась огромная коллекция разнообразного оружия, от древности почти до наших дней (когда мы там были, верхние этажи здания были закрыты, а я так понимаю, что самый-самый свежачок демонстрируется именно там). Коллекция музея оформлена вполне по-современному. Хотя большая часть экспонатов демонстрируется в классическом виде – под стеклом на стеллажах, но зато возле каждого стеллажа стоит экранчик, на котором можно прочитать подробности об экспонатах. Есть также большая комната, оформленная как траншея времён Первой мировой войны, причём там можно и винтовку в руках подержать, и на пулемёте гашетку понажимать. Есть несколько маленьких кинозальчиков, где в режиме нон-стоп демонстрируются кадры хроники времён Первой мировой, Октябрьской революции и Великой Отечественной. Есть детская игровая комната, тоже оформленная в соответствии с военными темами. В подвале музея - небольшой тир, в котором можно пострелять из пневматической копии легендарного оружия вроде ППШ или «мосинки».

В целом музей действительно интересный и современный, но всё-таки впечатление от него создаётся двойственное, особенно вкупе с ещё одним филиалом музея оружия в Кремле и военно-историческим музеем там же в Кремле. Всё-таки в такой тяге к демонстрации оружия и всего, что связано с войной, есть что-то странноватое, некоторый жутковаты некрофетишизм. Понятно, что Тула – оружейный город, хотя и тут тоже есть сомнительный этический момент: Тула живёт за счёт войны, за счёт создания орудий убийства, и в местной страстной любви к оружию сложным образом переплетаются мотивы заработка, патриотизма и милитаризма (да, в Туле как-то поневоле начинаешь ощущать себя фрейдомарксистом, что называется, это витает в воздухе). С другой стороны, это хорошая возможность окунуться в это мироощущение, строящееся вокруг войны. Когда война становится основным содержанием и смыслом истории, да и не только истории, а всего существования – в прошлом, настоящем и будущем. История города и страны выглядит цепочкой перетекающих друг в друга войн – татаро-монгольское иго сменяется Смутным временем (Ливонская война в тульской истории отсутствует – слишком далеко Тула была от театра военных действий) и восстанием Ивана Болотникова, за ними сразу же следует Северная война, там уже на подходе Отечественная война 1812 года, за ней русско-японская, плавно перетекающая в Первую Мировую, а там уже и Великая Отечественная (и её много, очень много).



Любое событие тем или иным образом завязывается на войну, любое научное и техническое достижение важно только в том отношении, насколько оно может быть использовано в военных целях. В биографии любого деятеля культуры интересно то, где и как он воевал, если писатель - что именно писал о войне. Кстати, я так понимаю, что и Лев Толстой оказывается вдвойне кумиром туляков – и потому, что жил неподалёку от Тулы, и потому, что написал «Войну и мир». В Туле есть замечательный сквер Толстого с огромным могучим памятником, вокруг которого установлены каменные стелы с цитатами из его произведений, больше, правда, похожие на надгробия, так что весь сквер выглядит скорее как огромный склеп Толстого. Впрочем, и это тоже вполне удачно вписывается в уже упомянутую некроромантику Тулы.

Ещё о двух музеях, которые мы успели посетить. Краеведческий музей расположен рядом с Кремлём, на другой стороне Советского проспекта. Музей хоть и небольшой, но весьма и весьма впечатляющий. Его не так давно открыли после полной реконструкции, во время которой экспозицию привели в соответствие с современными требованиями: максимум интерактивности, художественное размещение экспонатов, каждая комната отделана в собственном стиле и посвящена какому-нибудь отдельному аспекту жизни тульского региона. Одна комната с чучелами животных и коллекцией насекомых (в том числе замечательная подборка тульских комаров, аккуратно рассортированных по размеру – да, в Туле умеют подбирать экспонаты), одна комната, посвящённая крестьянскому быту, одна комната демонстрирует продукцию тульской промышленности (и, конечно, опять бесконечные ружья, куда ж в Туле без них) и так далее. В целом хороший музей, стоит посетить. Причём, насколько я заметил, он не пользуется особой популярностью у горожан и туристов. Наверное, все думают, что краеведческий музей это такая скука, а тут как раз напротив очень живенько и захватывающе.

И про областной художественный музей тоже стоит сказать пару слов. Музей не большой коллекция его достаточно стандартная. Есть немного голландских и итальянских художников, второго плана, а то и вовсе неизвестных. Некоторое количество портретов, не особо интересных. Достаточно представительно отображены русские художники второй половины XIX века: несколько картин Айвазовского (он есть всегда и везде, я каждый раз думаю: он вообще спал когда-нибудь? как можно было за одну жизнь столько картин успеть нарисовать, причём хороших, технически проработанны?), Шишкин, Левитан, Куинджи, Поленов... в основном одна, редко две картины, естественно, не самые известные, а иногда просто наброски или эскизы.

Искусство эпохи модерна тоже неплохо представлено, есть даже одна супрематическая композиция Малевича, несколько работ Фалька, замечательный триптих Нестерова «Воскресение Христа», несколько неожиданный Петров-Водкин – «Семья командира» (с характерным для художника лёгким подражанием иконе, на сей раз вышла такая советская версия «Троицы»), Дейнека с бегущими физкультурниками. В целом двадцатый век хорошо представлен, но, правда, уже никаких коллажей, реди-мейдов и прочего концептуализма нет и в помине, а послевоенное искусство, вполне себе классическое, в основном представлено местными тульскими художниками.

Музей находится в некотором отдалении от центра Тулы, до него от Кремля надо проехать несколько остановок на автобусе. Зато рядом располагается парк культуры и отдыха, масштабный и весьма неплохо выглядящий, явно сделанный по образцу московских парков, с велодорожками, аттракционами, деревянными скульптурами, киосками с разнообразной едой. Хорошее место для прогулок. К тому же если пройти немного дальше от центрального входа в парк и от художественного музея, то там будет как раз тот самый сквер Льва Толстого с памятником и цитатами на стелах, о котором я говорил выше. Так что получается целый такой культурно-развлекательный кластер, с широким ассортиментом услуг: тут тебе и картины, и литература (вообще, сквер Толстого благодаря стелам с цитатами вообще можно считать вариантом то ли коллажа, то ли инсталляции, я в этом немного путаюсь), и аттракционы, и лес для прогулок.

Предыдущие записи:
Путевые заметки о Туле 1 и 2: архитектура и Кремль
linkReply