?

Log in

No account? Create an account
О неправдоподобности в художественных произведениях - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О неправдоподобности в художественных произведениях [Jan. 29th, 2018|02:57 am]
olnigami
[Tags|, ]

В продолжение прошлой темы «Иронии судьбы» – о ключе, который случайно подошёл к чужому замку, ну и вообще о сюжетодвигающей роли маловероятных событий и совпадений. Вспомнилось, что я как-то недавно думал о тех же вещах на примере книги Энди Вейра «Марсианин». Дело в том, что практически все, кто пишет о книге (и о её экранизации), упоминают о том, что таких мощных пылевых бурь, как та, что разразилась в начале фильма и стала причиной «робинзонады» главного героя, на Марсе попросту не бывает. Слишком уж там разреженная атмосфера. Многие к этому добавляют и то, что спасение героя в финале строится как цепочка крайне удачных совпадений, а целенаправленный «полёт» на воздухе, выпущенном из перчатки, попросту невозможен. И ведь «Марсианин» - это не сказка, не фэнтези, а самая что ни на есть хардкорная научная фантастика. Продуманная, рациональная, техничная, с максимально возможной научной достоверностью. И что же? Два самых важных элемента сюжета – завязка и кульминация – основаны даже не на «случайности», а на противоречащих физике событиях.

Так вот, на этом примере я задумался над тем, что, может, когда-нибудь литературоведение, окончательно ставшее к тому времени технической наукой, сформулирует теорему о литературной неполноте, гласящую, что в любом замкнутом сюжете существует как минимум один алогичный или противоречащий законам материального мира элемент. И что без этой самой недостоверности никакого сюжета не получается, точнее, художественности не получается, только документалистика.

Тут, правда, возникает вопрос, что считать алогичным и противоречащим законам. Особенно в том, что касается законов вероятности, там-то всегда есть хорошая отмазка «да, вероятность такого события крайне мало, но она не равна нулю!». Вот, например, какова вероятность того, что случайно встреченный во время снежной бури бродяга окажется потом вождём бунтовщиков, узнает героя и спасёт его от смерти. Или какова вероятность того, что двое случайно встретившихся в поезде попутчиков в скором времени почти одновременно окажутся наследниками больших состояний…

С другой стороны, в жизни вообще бывает много такого, во что с трудом верится. Да и многие писатели, мне кажется, сталкивались с тем, что какие-то детали, взятые ими из собственного опыта, дружно признавались читателями художественным вымыслом и, напротив, то, что писатель придумал, люди принимают за самые что ни на есть реальные факты. Тут, понятно, сразу возникает древний философский вопрос: где пролегает граница между реальностью и нашими представлениями о реальности. Но в эту бездну даже заглядывать страшно, и в саму тему, и в те мегатонные рассуждений, что вокруг неё наверчены. Интересно то, что художественная литература самим фактом своего существования, самим фактом возможности художественного вымысла манифестирует несовпадение ноумена и феномена, странный, волнующий зазор между тем, что «в жизни» и тем, что «в разуме» (опять же, при всей относительности этих понятий).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kuzia_aka_zmey
2018-01-29 10:02 am (UTC)
скорее нужно будет определить отличие художественности от документалистики.
Это же мощнейший кроме всего прочего инструмент верификации всяческого исторического нарратива будет. С перспективами получения возможности конструктивного применения.
(Reply) (Thread)
From: ca_ok
2018-01-30 02:55 pm (UTC)
Ну раньше много прозы было и ничего читали. Скучное жизниописание какого нибудь станционного смотрителя. Сейчас конечно такое уже никто не читает. Сейчас подавай ЛитРпг где герой не успевает один лотерейный билет переварить ему уже другой падает.
Меня вот всегда в американской фантастике больше напрягало что она никогда не создавала человека будущего. Если наша, Стругацкие, Ефремов, еще как то пытались другую мораль этику, другие жизненные установки приписать. То американская НФ это герои если не наши современники, то вообще из средневековья как в Дюне. Про ужас в НФ фильмах современности вообще промолчу. Апокалипсис, постапокалипсис, и злые инопланетяне которым нужна наша нефть. Вот какова вероятность что расса освоившая межзвезные перелеты окажутся колониалистами и рабовладельцами?
(Reply) (Thread)