?

Log in

No account? Create an account
Про Урсулу Ле Гуин - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Про Урсулу Ле Гуин [Jan. 31st, 2018|03:07 am]
olnigami
[Tags|]

Читал в сети разные высказывания в связи с недавней смертью Ле Гуин. Удивительно, сколько людей посчитали своим долгом отреагировать и приятно, сколько тёплых слов было о ней сказано. Чувствуется, как сильно повлиял «Волшебник Земноморья» на людей моего поколения, да и тех, кто старше. Не так заметно, как «Властелин колец», конечно, но тем не менее. Впрочем, многие вспоминают и Хайнский цикл, и «Всегда возвращаясь домой» (произведение, которое даже и не понятно, как классифицировать, то ли как роман с элементами «вымышленной этнографии», то ли как «псевдопублицистика с элементами беллетристики»).

Вообще, случается иногда в литературе такая ситуация, когда чисто жанровый (казалось бы) писатель набирает такую мощь – художественную и мыслительную, что «продавливает» границы жанра и становится явлением общекультурным. В европейской фантастике пример такого писателя – Станислав Лем, в советской – братья Стругацкие. В англоязычной – Толкин… пожалуй, я бы и Филиппа Дика назвал, и даже Уильяма Гибсона, но тут уже начинаются вопросы, какой должна быть степень влияния, кого считать жанрово чистым фантастом, а кого нет… И это действительно сложная тема, особенно на поздних этапах творчества таких писателей, когда они уже не то что за рамки жанра выходят, а зачастую создают какой-то свой особый жанр (ну вот, например, пойди ещё определи жанр «Властелина колец», там столько всего намешано, что впору говорить о нём как о постмодернистском романе).

Вот и Урсула Ле Гуин тоже относится к этому разряду писателей, продавливающих рамки. Поэтому, кстати, и рассуждать о её книгах сложно, не всегда понятно, по каким правилам их оценивать. Впрочем, можно и не оценивать, а просто наслаждаться поэтичностью Ле Гуин, тем, как она обращается к базовым понятиям и стремлениям человеческой личности (архетипам, если пользоваться термином Юнга), полётом фантазии, создающей удивительные миры, идеями об устройстве общества во всём его разнообразии.

В связи с творчеством Ле Гуин возникает ещё одна такая интересная тема: то, как выдающийся и заметный писатель постепенно всё больше уходит от художественности и образности к прямому изложению своих мыслей и зачастую к откровенному морализаторству. Лично я склонен считать, что такая эволюция как раз и делает творческое наследие писателя более сложным, многомерным. Даёт возможность оценить, как писатель развивал с течением времени некоторые свои идеи или как плавно перетекал с одного политического фланга на другой (в классической русской литературе это вообще отдельная тема, много у нас таких, кто начинал литературное творчество революционером-ниспровержителем, а заканчивал ультраконсерватизмом). Опять же, расширяется круг почитателей – кому-то больше нравится раннее творчество писателя, кому-то позднее, кому-то нравится, как он раскрывал психологию персонажей, кому-то как описывал состояние общества.

Вокруг Урсулы Ле Гуин тоже велось много дискуссий, связанных с её взглядами, особенно в части гендерных отношений и феминизма. Ну и в более широком смысле проблемы того, каким может стать человеческое общество, как может измениться технология, социальные связи, отношение к окружающей среде, наконец, насколько всё это связано с этикой (вообще для Ле Гуин, да и как и для многих фантастов 60-х очень важна эта взаимосвязь внешнего и внутреннего, и приходило понимание того, что это очень-очень сложная тема, и что тут, похоже, не бывает однозначных ответов). Хотя мне зачастую идеи Ле Гуин кажутся чересчур, как бы сказать, академичными что ли, оторванными от реальной жизни, но подумать над ними стоит. Опять же, я понимаю, что Ле Гуин не изолированный писатель-в-себе, её идеи – часть общих представлений, сложившихся в экологии, антропологии, социологии, культуре второй половине двадцатого века. Кстати, её книги могут для кого-то стать дверью в этот мир и дать некоторое предварительное понимание того, что в нём активно обсуждалось и продолжает обсуждаться. В этом смысле Ле Гуин продолжает традицию фантастики как научно-популярной литературы, знакомящей читателя с новыми достижениями человеческой мысли в развлекательной форме, только Ле Гуин пишет не об астрономии и физике, а об этнографии, лингвистике и культурологии.

Ну и добавлю, что мне и самому больше нравятся ранние произведения Ле Гуин, те, где автор больше опиралась на художественный образ, а не на желание высказать Идею. Впрочем, мне это нисколько не мешает высоко ценить и позднее творчество Ле Гуин, и её огромный вклад в научную фантастику, фэнтези и литературу в целом.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: andrey_zorin
2018-01-31 06:20 am (UTC)
==Впрочем, многие вспоминают и Хайнский цикл, и «Всегда возвращаясь домой»

И никто - Обездоленного (The Dispossessed: An Ambiguous Utopia)?
(Reply) (Thread)