olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

О Ренане

Прочитал книгу Ренана «Жизнь Иисуса», спокойное и вежливое отображение либерально-агностического представления об Иисусе Христе. Надо отдать должное Ренану, он, во-первых, хорошо представляет суть предмета, что выгодно его отличает от советского официозного атеизма, в которой представление о Новом Завете и христианстве формировалось в основном чтением “Справочника атеиста” и сатирических выпадов Марк Твена, во-вторых, подчеркнуто уважительно относится к герою своего исследования и далек от вольтерьянского ядовитого хохмачества. Правда, идею о божественной природе Иисуса Ренан относит по классу мифов и легенд, но к Иисусу как учителю, пророку (понимаемому не как человек, говорящий от лица Бога, но как обличитель людских грехов) и жертве невежества и зависти Ренан испытывает симпатию и сочувствие... ну примерно так, как один талантливый мастер слова и ученый способен испытывать симпатию и сочувствие к другому, не менее талантливому, мастеру.
В своем исследовании Ренан разбирает синоптические Евангелия ловко и споро, так опытный механик разбирает автомобиль, а солдат – пистолет. Это – массовая галлюцинация, это – поздняя приписка, это – результат самовнушения, это – слишком литературно, чтобы быть правдой, это – подозрительно похоже на распространенный миф. В результате, вместо Евангелия остается лишь куча винтиков, пружинок и деталей, разложенных по отдельным кучкам. И ни сам Ренан, ни другие подобные ему деконструкторы не понимают, не чувствуют того, что Евангелие – это не просто набор архетипов, фольклорных сюжетов и афоризмов, а живой организм, в котором все взаимосвязано. И если этот организм расчленить, то никакой жизни в нем уже не останется. А Ренан именно расчленением и занимается, показывая всем, что никакого чуда в Евангелии не содержится, а есть лишь учение молодого экстатичного мистика, искаженное впоследствии непонятливыми учениками. Ренан он не видит или не хочет видеть, что чудо кроется в целом Евангелии, что чудо нельзя вывести из отдельных частей или из простой арифметической суммы отдельных частей. Точно так же паталогоанатом вскрывает человеческое тело и понимает, как человек дышит и ходит, может даже прикинуть (с определенной долей вероятности) в каких условиях жил этот человек, как питался, из-за чего умер, но паталогоанатом никогда не сможет рассказать, о чем этот человек думал, какие чувства он испытывал, любил ли он кого-нибудь и насколько сильно любил, надеялся ли на что-то или просто жил каждым днем, верил ли в Бога, писал ли стихи или, может, рисовал, был ли вдохновенным творцом или скромным исполнителем, ничего этого по результатам паталагоанатомического вскрытия определить не удастся. Точно так же и анализ евангельского текста может многое сказать о той обстановке, в которой этот текст писался, о тех людях, которые его писали, о литературной среде того времени, о том, что мучило людей в те времена и чего они ожидали, но никакой, даже самый искусный и тонкий анализ не раскроет смысла того Чуда, о котором говорит Евангелие.
Разбирая Евангелие на части, Ренан и его коллеги просто не понимают, что в таком виде Евангелие перестает выполнять свое предназначение, перестает “работать”. Книгу Ренана «Жизнь Иисуса» можно читать как образец исследовательской работы, основанной на строго рациональном мышлении, но в этой книге нет ни малейшего проявления милости, благодати и прощения, эта книга способна напитать разум, но не способна напитать душу, и уж тем более не способна душу изменить. Ренан со товарищи убивают веру и надежду, оставляя лишь пустые литературные и психологические схемы, человеческую мудрость, которая не дает ни искупления грехов, ни спасения от вечной смерти.
Tags: Вера, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments