?

Log in

No account? Create an account
Мультфильм "ВАЛЛ*И" - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Мультфильм "ВАЛЛ*И" [Jul. 10th, 2008|01:27 am]
olnigami
[Tags|]

Содержание мультфильма такое: человечество погрязло в мусоре по уши и выше, поэтому решило на время улететь в круиз на роскошных кораблях, оставив на Земле армию роботов-уборщиков типа ВАЛЛ*И, которые очистят поверхность планеты, пока человечество будет расслабляться. Но мусора оказалось несколько больше, чем предполагалось, космический вояж людей затянулся на 700 лет, а из армии уборщиков остался лишь один-единственный , который продолжает выполнять свой долг по очистке, хотя никакого смысла в этом уже нет.
Самая, пожалуй, лучшая часть в мультфильме – это жизнь Последнего Уборщика ВАЛЛ*И, одинокая жизнь на свалке, которая некогда была мегаполисом. Он упорно очищает метр за метром городской территории, прессует мусор в кубы и складывает из этих кубов небоскребы, иногда отбирает какие-нибудь предметы человеческого быта для своей коллекции, потом возвращается в свой дом-гараж, раскладывает найденные предметы по отсекам, кормит ручного таракана и смотрит старую запись душещипательной мелодрамы, тяжело вздыхая от тоски и одиночества. Короче говоря, жизнь робота ВАЛИ – один-в-один как жизнь старого холостяка: работа, хобби, телевизор, только бутылки пива не хватает для полного сходства.
Так бы и жил себе ВАЛИ в тишине и спокойствие, но надо же сценаристам отрабатывать деньги и двигать сюжет. И вот на голову бедолаги уборщика сваливается космический корабль, из которого бодро вылетает робот-разведчик, или, судя по голосу и плавным обводам корпуса, это скорее роботесса-разведчица. Он (она, оно – нужное подчеркнуть) внимательно что-то ищет, регулярно постреливая по сторонам из бластера. Несмотря на такой ее суровый нрав, ВАЛЛ*И все-таки с разведчицей немного подружился и даже узнал ее имя (ЕВА – ох, ну конечно же, а как ее еще могут звать?). В знак своей симпатии ВАЛЛ*И дарит новой знакомой недавно найденный им зеленый росток. Роботесса немедленно загребает цветок и к ужасу ВАЛЛ*И впадает в кому. Затем снова прилетает корабль, забирает разведчицу, а ВАЛЛ*И каким-то чудом ухитряется уцепиться за обшивку корабля и так вот на обшивке он и долетает до пункта отправления роботов-разведчиков. Оказывается, их на Землю отправляет тот самый круизный корабль, который когда-то увез человечество развлекаться и ждать, когда Земля снова станет пригодной для обитания. За время отдыха под чутким присмотром роботов-слуг человечество впало в полное ничтожество: люди дико разжирели, забыли о Земле и все свое время проводят в бессмысленном общении по видеочату (это, я так понял, толстый такой намек на всякие социальные сети, блоги и прочее – сценарист, однако, еще и актуальным пытается быть). Но если ВАЛЛ*И и ЕВЕ удастся доставить на капитанский мостик зеленый росток, доказывающий, что на Земле вновь появилась жизнь, то корабль немедленно отправится назад, домой. Понятное дело, что так просто у героев это не получится: на их пути встанут коварные враги, придется пройти и через сражения, и через предательство, но зато появятся и новые друзья, и в конце концов дружба и любовь ну просто обязаны преодолеть всё, иначе бы продюсеры никогда не дали денег на этот мультфильм.
Я, собственно, почему так подробно пересказываю первую половину «ВАЛЛ*И»: есть в нем что-то такое... смущающее. Сюжет упорно пытается работать по канонам научно-фантастического жанра: роботы, посткатастрофическое будущее, космические лайнеры, упадок человечества; картинка то и дело ссылается на классику кинофанстастики - «Звездные войны», «Космическую одиссею», главный герой очень похож на робота из «Короткого замыкания», что уже многие зрители постарше отметили. И все это было бы замечательно, если бы не одно «но»: жанр научной фантастики требует хоть какой-никакой, а достоверности событий, а в мультфильме ВАЛЛ*И достоверности ровно ноль. Сюжет носит откровенно сказочный, чудесный характер, но при этом тщательно маскируется под научную фантастику. Точно так же сомнительно выглядит и любовно-мелодраматическая линия сюжета: два не антропоморфных робота с весьма слабо выраженными признаками пола (только голоса озвучивающих актеров, ну и робот-разведчица пару раз как бы по-девичьи хихикает) непонятно с чего бы это вдруг пытаются изобразить человеческие чувства, и даже следуют человеческим ритуалам ухаживания, что окончательно придает происходящему гротескную пародийность. И в том, что касается социального обличительства, тоже есть проблема: слишком уж легко обленившееся и растолстевшее человечество отказывается от своего комфортного существования ради весьма эфемерной возможности восстановить жизнь на Земле. Даже с идеей о защите природы получилось как-то не очень здорово: природа восстановилось не благодаря усилиям людей, а сама по себе...
Так что же мы видим в результате? Мы видим мультфильм, который построен не в формате смешения жанров, как, допустим, «Звездные войны», куда Лукас напихал все что только можно и тем не менее получился вполне достойный фильм, а в формате шоу жанрового цирка. Сюжет ВАЛЛ*И - это быстрое переодевание то в один, то в другой костюм, нисколько не скрывая того, что это всего лишь цирковое представление. Правда, тут возникает вопрос: а кто именно переодевается в эти костюмы, или, попросту говоря, какова суть сюжета? Очень похоже на то, что никакой сути там на самом деле и нет, есть только изображение сути. Зритель видит знакомый костюм и говорит себе: «ага, это история о любви», или «ага, это история о катастрофе» или «ага, это космическая опера», но на самом деле история эта повествует лишь о том, что аниматоры наловчились изображать все, что угодно, любой жанр, любую идею и любое чувство, но внятно объяснить, а что они сами думают, какова их картина мира, они просто не в состоянии. Прям как тот мужик из мультика «Падал прошлогодний снег»:
- А я теперь во что хошь превратиться могу, в теле такая приятная гибкость образовалась. Ой, вот только в себя не могу.
linkReply