?

Log in

No account? Create an account
О Маяковском - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О Маяковском [Jul. 21st, 2008|01:07 am]
olnigami
[Tags|]

Как неожиданно (для меня) выяснилось – Маяковскому на днях стукнуло 115 лет. Хороший повод написать что-то вроде сочинения «Маяковский в моей жизни».
Впервые с творчеством Маяковского я познакомился в раннем детстсве. В нашей семейной библиотеке был сборник его стихов, естественно, исключительно советского периода. Поэма о паспорте, на смерть Ленина, «левой! левой!» и так далее в том же духе. Стихи эти мне очень нравились. Рифма, ритмика, сравнения. «Потолок на нас пошел спускаться вороном» - зримо так, четко, эмоции даже не то, что передает, а вбивает, впихивает в душу. Про «плачущего большевика» тоже хорошо: «весь день бы в том музее торчали ротозеи, еще бы, такого не увидишь и века». Сразу понимаешь насколько суровые люди были большевики. Про город-сад опять же – надрывный оптимизм. Да, сейчас тяжело, но потом, когда-нибудь, мы построим светлое будущее...

Отвлекусь на секунду от Маяковского и замечу, что настроение раннего периода перестройки было весьма схоже с настроением первых революционных лет. Труднопередаваемое ощущение «сбрасывания старой кожи», разрывания оков и железобетонная уверенность, что вот теперь-то наверняка удастся построить что-то новое, невиданное, светлое и величественное... И точно так же как тогда всего лишь через 10, ну может, 15 лет, когда дивный новый мир заработал во всю мощь, оказалось, что для большинства мечтателей и строителей места в этом новом мире нет. Но тогда, в самом начале, никто, конечно, об этом и не догадывался. Зато идеи 20-х годов, вытащенные из библиотек, витали в воздухе и выпадали обильной росой на страницах тогдашних СМИ. Снова зазвучали имена Троцкого, Бухарина, наполнилось новым смыслом имя Ленина, ну и Маяковский, так же как и другие советские утописты, стал на время моден.

Второе знакомство с Маяковским произошло у меня в 11 классе. Тогда к нам пришла новая учительница литературы, увлеченная своим предметом и способная заразить учеников своей увлеченностью. Она-то и «подсадила» наш выпуск на поэзию Серебрянного века. Дошло даже до того, что ребята из параллельного класса под ее руководством сделали целое поэтическо-музыкальное представление по Серебрянному веку. Ну, правда, использовали они в основном символистов-акмеистов и прочий декаданс, Маяковского там не было, это я просто в качестве примера того, насколько нас увлекла поэтическая тема.

Так вот, Маяковского литераторша очень любила, с удовольствием цитировала, и бесхитростно признавалась, что сама не всегда понимает символизм поэта. Я, честно признаться, поначалу никак не связывал школьного Маяковского с тем, который был у меня в семейной библиотеке, и только потом, когда литераторша объяснила, что вот есть Маяковский ранний – футурист и символист, а есть поздний – пролетарский, до меня дошло: вот же он, пролетарский-то - «вкус, знакомый с детства»:)
А ранний Маяковский мне очень понравился. Хотя я тоже не понимал, да и сейчас не очень-то понимаю, что он имел в виду в своих стихах. Но мне не очень-то интересно. Главное я и без того вижу. Я вижу, как поэт отчаянно пытается выразить свою любовь и нежность, и как у него получается криво, неловко, бестолково. «Я вот тоже ору - а доказать ничего не умею!». Угу, знакомое ощущение. Более чем. У кого-то получается говорить о своих чувствах легко, красиво, непринужденно, а кто-то может только улыбаться, махать руками и громко мычать. Потому что – не выходит. Вроде и талант есть, и слов полно, а как начинаешь складывать, все какая-то ерунда выходит, какие-то «краски океана» и «беззвездная мука», и никак не донесешь до других людей свою мучительную любовь, как ни кричи.

Ремарка: я, конечно, говорю об авторском образе, понимая, что Маяковский-автор и Маяковский-реальный – это два разных человека, и не нам судить, насколько разных. Но это обще для всех авторов, я это знаю по себе. Мой образ как блоггера отличается от моего образа как художественного автора, и оба этих образа отличаются от меня-реального, причем, увы, в гораздо лучшую сторону.

Самое лучшее, самое пронзительное стихотворение Маяковского, на мой вкус, «Облако в штанах», в котором его мучительная нежность достигает пика. Изломанный, выворачивающийся наизнанку автор мучается всем: любовью, творчеством, жизнью, и получает несказанное удовольствие от мучений, и приглашает читателя разделить с ним мучения и удовольствие.
Единственное, что очень важно при чтении Маяковского – его нельзя читать, просто водя глазами по бумаге. Его надо орать, хотя бы уж про себя, если вслух неудобно. Его надо выжимать из себя, выламывать, вырывать с кровью. Маяковскому надо сопереживать, иначе никак не поймешь его стихи.
У меня ранний Маяковский странно ассоциируется с современными треш-фильмами, особенно с дель Торо. Наверное, это от того, что в них обоих живет страсть к потаенному, к вытаскиванию на свет всего того, что люди обычно стесняются показывать, предельная честность. Да, пусть это страшно, неловко, пусть вызывает омерзение, инстинктивную боязнь и отвращение, пусть все кругом уверены, что вот это лучше бы никому не показывать, лучше бы это закопать где-нибудь и осиновый кол забить для верности, а вот Маяковский и дель Торо хотят, чтобы все это видели, чтобы «взглянули в глаза чудовищ», как писал великий современник Маяковского, чтобы прочувствовали, что это такое – быть Поэтом, что это такое видеть обе стороны жизни, и парадную, и теневую.

А что касается поздней лирики Маяковского, сейчас я смотрю на нее совсем по-другому, чем когда-то в детстве. Это своего рода «действующий макет» Маяковского. Талант остался, способность криком вдавливать в слушателей эмоции – осталась и даже, пожалуй, усилилась, а вот поэзии – очень-очень мало. Так и хочется спросить, что Вам, В. В., до пробок в Моссельпроме, до красного паспорта, до города-сада. Это ведь не Ваше, и никогда Вашим не будет. Да, впрочем, что говорить, он и сам это прекрасно понимал. В конце концов, поэт он был действительно гениальный, так что вполне мог оценить свои поздние стихи в сравнении с ранними. Не знаю, насколько это повлияло на его решение о самоубийстве. Тот образ поэта, который рисовался в его ранних стихах, к самоубийству предрасположен не был совершенно. Декадентского, байронического начала в том образе не было, напротив, он хвалился тем, что может перенести все, что угодно: уход любимой женщины, ненависть критиков, презрение публики, войну, голод, тюрьму. Может быть, действительно, он мог все это вынести, но не смог вынести распада поэтического дара. Может быть, он переоценил свои возможности, все-таки, как я уже говорил, образ автора и реальный человек – это разные вещи. Не знаю. Да и что сейчас говорить – это было его осознанное решение. В недостатке воли Маяковского обвинить трудно, так что уж если он пошел на такой шаг, это произошло никак не под влиянием настроения.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: naden_ko
2008-07-21 03:03 pm (UTC)
можно я тут оффТОПНУ? вот тут: http://naden-ko.livejournal.com/63868.html - отчёт о геймерз пати.
з.ы. а комменты мне интересны - по оформлению, содержанию и т.п.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: egor_i_zmey
2008-07-26 09:44 pm (UTC)
действительно уже было 115? может я что-то путаю, но мне казалось - дата по новому стилю была бы в самом конце июля (даже возможно в один день с Жаном Рено))), только на 60 лет раньше))

А Вы описали процессы то ли возрастной динамики, но скорее всего социальной, общественной динамики, которые пережил например и М.Горький. Тоже сначала был стёб, символизм, декаданс, потом всё кончилось социалкой.

Я вижу в этом динамику и форм и содержания поэзии.
Я думаю, что В.В.Маяковский действительно увлекался всеми аспектами взорванного социального и на глазах формирующегося нового общества.

То есть и это тоже была поэзия, но только поэтичность иной адекватности
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-07-27 08:59 pm (UTC)
Я про 115 у себя во френд-ленте прочитал, сам я даты плохо запоминаю.
Тема изменений русских поэтов под влиянием социальной обстановки - это тема вообще интереснейшая. Достоевский, Блок, Бунин, Маяковский с Горьким. И вот же пойди пойми, то ли это автор взрослеет, то ли он по-новому выражает дух нового времени.
Маяковский поздний был адекватен новой реальности более чем, но вот вопрос - ему самому нравилась такая адекватность или нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egor_i_zmey
2008-07-27 09:18 pm (UTC)
Думаю, что В.В. идентифицировал себя как социальную проекцию, социальный проект, концентрацию , фокус воли масс нового общества,

а такой вот "фокус" на мой взгляд не является подлинной личностью, настоящей идентичностью.
И поэтому я думаю, что В.В. вообще не рассуждал в категория "нравится-неНравится" .

у мнимых сущностей нет того органа, которым можно ощутить свои потребности, свою волю.
то, что он ярок и гениален, не снимает проблемы - через него как сквозь вольфрамовую нить лампочки Ильича пробивал заряд, сконцентрированный напряжением масс

Да действительно - Ваша информация правильная, а ошибся я . В.В.родился 7 по старому 19 июля по новому стилю
(Reply) (Parent) (Thread)