olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

О Солженицыне

Сейчас трудно объяснить, кем был Солженицын в советское время. Выражения вроде «духовный авторитет», «символ диссидентства» только уводят в сторону, так что лучше я приведу свои личные воспоминания. Не помню с какого возраста, точно что с раннего, даже такое ощущение, что прямо с рождения:) я знал, что есть такой Солженицын-Пострадавший-За-Правду. Откуда я это знал не очень понятно, по телевизору о Солженицыне не упоминали, в школе тоже, родители мои диссидентами отнюдь не были, но ведь откуда-то узнал... можно сказать, фамилия витала в воздухе, никто ее не произносил вслух, но все ее думали. Эту ситуацию очень точно потом отобразил Войнович в «Москве 2042», когда одно лишь имя писателя, в полном отрыве от того, о чем он писал, вызывало страх у начальства и надежду у простого люда.

На самом деле, тех, кто действительно читал Солженицына, и тогда-то было немного. Впрочем, Солженицын был нужен не как писатель, а как символ. Всеведущий учитель, который точно знает, как добиться «щастья», тайный вождь, который вернется и поведет за собой верных, тот, кто свергнет ненавистный режим и установит вечное царство добра и справедливости. Помнится, Достоевский устами одного из героев «Бесов» удачно обозначил этот образ как «Иван-царевич, который скрывается».

Похоже, это народное почитание каким-то образом достигло и до самого писателя. И он, может, и сам того не осознавая, все больше старался походить на образ, существовавший в народном воображении. Как говорят в таких случаях - «начал бронзоветь еще при жизни». По крайней мере, такое впечатление создается, когда читаешь его публицистику времен последних лет существования советской власти. В ней он выступает уже не как писатель, а как Мудрец, Учитель, Пророк – обличает, наставляет, и стиль его становится все помпезнее и вычурнее.

Но вот наступили времена перестройки и гласности, а вместе с ними поднялась волна разоблачительства в отношении советского периода. Явление, кстати, замечу, псхологически вполне объяснимое – для полновесного слома прошлого строя (а в необходимости такого слома к 90-му году мало кто сомневался) нужно убедить самих себя, что тот строй являл собой все самое худшее, что только можно себе представить, а новый строй будет идеальным. Солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ», ярко и эмоционально обличавший сталинские репрессии в тот момент пришелся как нельзя кстати. Увы, для Солженицына как Учителя и Пророка это было началом конца, потому что из всего его творчества, из всех душевных переживаний, поисков, сомнений новой России понадобились только разоблачения сталинских зверств. И когда старый строй был разрушен и обличительная волна пошла на спад, чтобы в будущем по принципу маятника перейти в фактическую реабилитацию советского времени, необходимость в Солженицыне совершенно отпала.

А он, ободренный известиями о крушении СССР, о строительстве нового общества, спешил в новую Россию, чтобы поведать соотечественникам каким путем им следует идти, чтобы наставить, ободрить, поддержать... И поначалу все шло по намеченному плану. Торжественная встреча, своя передача по телевидению, интервью, новые, солидные переиздания, собрание сочинений, признание со стороны властей.. Кого другого это бы более чем удовлетворило, но Солженицын довольно быстро разобрался в происходившем в стране и понял, что он здесь попросту неуместен. Никому, кроме немногочисленных фанатичных почитателей неинтересно то, о чем он говорит. И что народ его изрядно недолюбливает, видя в нем одного из виновников распада Советской империи. Замечу, что народ в этом отношении был не так уж и не прав: сокровенная идея Солженицына «жить не по лжи» - есть идея абсолютно антигосударственная. Человеческое общество не может существовать без лжи и лицемерия, и чем плотнее, чем гуще общественные связи, тем больше в них лжи. Потому и тоталитарные государства всегда являют примеры чудовищного лицемерия, особенно это проявляется в стадии идеологического кризиса, как это случилось с СССР.

Надо сказать, что в той ситуации, в которой оказался Солженицын, он повел себя на редкость достойно. Не стал истерить и обвинять массы в тупости, не стал участвовать в литературных и политических склоках. Не ушел в глубокую оппозицию к новой власти. Напротив, принимал от нее все, что она ему давала, но принимал с таким незамутненным спокойствием, что власти, пытавшиеся сделать из него такого же «свадебного генерала» от литературы, как Михалкова от кинематогрофа или Пугачеву от музыки, вскоре от него отстали, и только сейчас, после его смерти, возобновили свои попытки. Солженицын устранился ото всего внешнего, ушел в рабочее затворничество и продолжал писать, как будто ничего не случилось, как будто не было перестройки, торжественной поездки по России, короткой и яркой славы, разочарования. Спокойно закончил «Красное колесо» - работу всей своей жизни. Написал «Двести лет вместе», за которую его немедленно ославили как антисемита, что, конечно, зря - Солженицын никогда не вписывался ни в какие течения и группы, он был слишком масштабен и слишком чужд для них всех.

Положение Солженицына в России было не лишено абсурдного юмора. Человек, претендующий (и не без оснований) на то, чтобы считаться Великим Народным Писателем (а это в России своего рода должность) был этому самому народу не нужен и не интересен. И дело тут вовсе не в личных качествах Солженицына, и не в качестве его прозы-публицистики, а в том, что в обществе исчез запрос на Великого Писателя. Литература утратила ту роль, которую она играла в 19 и 20 веках, она больше не учит, не вызывает дискуссий, не ставит вопросов – литература стала лишь одним из развлечений, а ничего развлекательного в Солженицыне не было. Но еще раз повторю – сложившееся положение вещей Александр Исаевич перенес с завидным достоинством. И этому у него стоит поучиться.
Tags: Заметки
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…