?

Log in

No account? Create an account
"Обитаемый остров" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

"Обитаемый остров" [Sep. 30th, 2008|01:01 am]
olnigami
[Tags|, , ]

Читаю в ЖЖ Дивова дискуссию об экранизации «Обитаемого острова», вызванную хвалебной статьей Дм. Быкова в «Огоньке». Конечно, пока о фильме судить тяжело, есть только трейлеры и фото со съемочной площадки, и то, и другое не даёт поводов для оптимизма, и даже статья Быкова как-то не помогает, насколько я понял, Быкова фильм поразил не художественностью, а во-первых, своевременностью (и с этим никак не поспоришь), во-вторых, созвучием с быковским настроением и мыслями.
Но, впрочем, я на самом деле даже о другом хотел сказать. Я смотрю, многие ругают (и в упомянутой выше дискуссии, и в других местах) Бондарчука за то, что он подобрал на роль Краммера смазливого блондинчика. Меня это тоже шокировало, когда я первый раз увидел трейлер, а потом я как-то вот подумал-подумал... а ведь это же точное попадание в книжный образ. Да, Макс в книге выглядит таким суперменом с квадратной челюстью, военной выправкой и проникновенным взором. Но если вчитаться, то какой он к лешему супермен. Гламурный юноша, случайно попавший из своей тусовки в мир гопоты. Растерянный, ничего не понимающий красавчик с мускулами и бойцовскими навыками спецназовца. И потом на каждой ступени своего развития он будет со стыдом вспоминать то, что творил до этого, и совершать новые ошибки.... в основном, благодаря отсутствию способности продумывать последствия своих поступков. Даже интересно – такое ощущение, что когда Макс жил на Земле, за него всё время продумывал стратегию поведения кто-то другой, ну или что-то другое – то, что называется течение жизни. Все едут охотиться на обезьян, и Макс едет охотиться на обезьян, все летают на личных звездолётах куда ни попадя, и Макс тож. А тут, оказывается, не Земля, тут своей головой думать надо и отвечать за свои поступки.
Забавно, кстати, что больше всего в о невероятном интеллекте Краммера (и о других его достоинствах) говорит Гай, понятно, что этому молодому, необразованному парню Макс кажется полубогом (самые тяжёлые места в книге – когда Гай под воздействием излучения признаётся Максу в безоговорочной преданности и абсолютном почитании, и Гая жалко, и самого Макса тоже – вроде вот освободил одного человека, подружился с ним, а оказывается – не освободил, а просто заменил в его сознании Огненосных Творцов своей фигурой, да и потом - «друг» и «фанатичный почитатель» это две баааальшие разницы).
И сами Стругацкие Макса отнюдь не идеализируют. Одна только история о том, как он хотел бросить на страну Творцов мутантов с радиоактивных земель или как хотел «выйти на контакт» с Островной Империей (кстати, тоже ведь некоторый шок – когда узнаёшь, что эта Империя вовсе не пропаганда, а самая что ни на есть реальность, и, она, пожалуй, даже пострашнее страны Творцов будет). Все средства хороши – лишь бы взорвать ситуацию. Правильно сделали, что его потом в госбезопасность приняли, поди, даже без экзаменов (лучший полицейский – бывший вор, лучший жандарм – бывший террорист-подпольщик).
А ведь не такая уж и простая книга на самом деле. Пожалуй, даже посложнее «Трудно быть богом». В ТББ насилие слишком уж избыточное, до карикатурности, в стиле маркиза де Сада, так что персонажи на каком-то этапе начинают восприниматься куклами, а не живыми людьми. А вот в «Обитаемом острове» все до дрожи узнаваемое. Особенно вот это: «ну да, лучевые башни – это плохо, но что же делать... без них будет еще хуже». И руками так еще развесть, и на лице изобразить виноватую скорбь и безнадёжность перед лицом мирового несовершенства. Ну а Краммер на это: «если ничего не делать, то ничего и не изменится». И давай крушить, а мы так, а мы вот этак. И ужас берёт от его молодецкой лихости, но и уважение тоже. Потому что ведь действительно, если ничего не делать, так и будешь гнить в яме всю жизнь, и привыкнешь к этой яме, и будешь говорить, что ничего лучше этой ямы нет и быть не может, и что ничего не исправишь («сигареты в руках, чай на столе... и нам становиться страшно всё это менять»). Максу, правда, легче, у него в памяти есть земной коммунистический рай и он абсолютно уверен, что и Саракш может к этому раю прийти рано или поздно. Мы-то знаем, что никакого «рая на земле» не будет, а может быть либо плохо, либо совсем плохо, либо ужас-ужас-ужас (кажется, и бр. Стругацкие примерно после ТББ это поняли, поэтому от их поздних вещей веет жутким пессимизмом), так что нам-то совсем страшно.
А вот в ТББ этой двойственности, что и менять надо, и ничего не изменишь, уже нет. Там в практическом смысле всё просто: «если вы, власть, будете и дальше давить на нас, интеллигенцию, то мы отбросим мораль и озвереем, а когда мы звереем, мы такие страшные становимся, что ух!». Но всё-таки Стругацкие даже этот откровенный манифест угнетаемой интеллигенции как-то ухитрились наполнить вторым смыслом и сделать (неожиданно для далёких от христианства авторов) историю об искушении и падении (все-таки писательский талант себя по-любому проявляет, вот, допустим, хочет великий писатель язвительный пасквиль написать на либералов и социалистов, а у него бац – и «Бесы» выходят...). ТББ можно даже рассматривать как полезное дополнение к «Властелину колец». Почему Гендальф боится даже прикоснуться к Кольцу? Читайте «Трудно быть богом», там все по полочкам разложено...
Уф, что-то я увлёкся и куда-то в сторону убрёл. Нравится мне про творчество Стругацких писать, прям только дай дорваться. Наверное, это потому, что у них большая часть книг (кроме поздних, в которых я ничё не понимаю) написано незатейливо и понятно, вот прям как будто специально для таких простых пацанов, как я.
А про кино – ну что про него скажешь, кроме «надо идти по-любому». И на экранизацию ТББ Германа тоже надо идти. Взять с собой бумажных платочков (и бумажных пакетов – для слабонервных), валерьянку, подушечку на спинку впередистоящего кресла положить, чтобы не так больно было головой биться. И идти. По-любому.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 06:23 am (UTC)
Олег, не Макс, а Мак, Мак Сим, я это специально замечала.
Второй момент. Что Стругацкие отнюдь не идеализируют Мака, это ты сейчас додумываешь. Его стремление бросить на страну мутантов и Островную империю подаётся так, что ему сочувствуешь, а неудачам его в этом сопереживаешь. Не ты ли мне присылал статью про Солженицина, где автор нахваливал его принципиальность? Дескать, при экранизации "В круге первом" С настоял, чтобы осталась старая версия, где передаются секреты ядерной бомбы на Запад - при таком подходе главный герой предатель, и зритель не может ему сочувствовать, но для С было важно показать, что кровавый режимТМ нужно разрушить любой ценой - точно так, как и для Мака, и для Стругацких.

А что ещё меня поразило вэтой книге совсем недавно, при перечитывании,так это картина мира глазами интеллигента. Ведь эти 98% облученных и 2% нормальных людей среди них, и есть именно их мировосприятие. Да, Гай славный, а Рада милая, и Мак к ним добр, но они всё равно болваны и зомби, и несчастные 2% среди них несказанно мучаются. Заметь, в 2% попадают не за образованность (дядя Гая в сто раз образованней какого-нибудь партизана-террориста), и не за высокие моральные качества (среди выродков полно предателей и провокаторов), а вот просто так, врождённое, именно как деление на интеллигенцию и быдло. Мне от этого жутко делается, не в последнюю очередь от того, что я этим восхищалась ещё не так давно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 06:24 am (UTC)
ТМ должно было быть вверху строки, я гений HTML. Ну в общем, ты понял. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-09-30 07:56 pm (UTC)
А мне понравилось - концептуальненько так:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 08:57 pm (UTC)
Ну и зеер гут, раз так :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-09-30 07:55 pm (UTC)
>>не Макс, а Мак, Мак Сим,
Да я помню. Мак Сим - "съел ножик":) Просто удобнее Макс писать, привычней.
>> Его стремление бросить на страну мутантов и Островную империю подаётся так, что ему сочувствуешь, а неудачам его в этом сопереживаешь.
Не сказал бы... Тем более, там этот момент вообще передаётся глазами Гая, у которого эти идеи вызывают оторопь.
Да, про "кровавый режим" есть такой момент - когда интеллигент готов на все ради его разрушения. Но ты не забывай, что это происходит не без участия режима. Страна Огн. Творцов - на редкость гнусная штука, и вот что делать? Рушить - это гражданская война в и без того умирающей стране, оставлять как есть - совесть не позволяет. Максим выбирает рушить всё и строить по новой, Странник выбирает рушить аккуратно, заранее подстелив соломки. Вепрь (помнишь такого?) на стороне Макса, а ведь он тоже житель страны. Короче, не просто всё, не просто.
>>Заметь, в 2% попадают не за образованность...
Ну так в этом и есть вся фишка!! Выродки становятся выродками, потому что они - выродки. Это не свойство, это имманентность. Быков об этом же написал в "Списанных" (рекомендую, почитай).
А вот, кстати, ты заметила, что Максим не выродок? Но об этом стоит отдельный пост написать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 09:01 pm (UTC)
Про фишку поподробней. Что значит имманентность? Невосприимчивость к каким-то лучам есть онтологическое свойство, определяющее сущность? Тогда это вообще расизм какой-то получается. Чем хуже цвет кожи как критерий?

Ты знаешь,у меня такое ощущение в этом месте, что я прямо Америку открываю. Все давно знают, что это книжка по сути расистская, и ничего, нормально, даже можно повосхищаться где-то в чем-то, а я тут открыла глаза, видите ли, и поднимаю кипеш.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-10-01 10:01 am (UTC)
>>Невосприимчивость к каким-то лучам есть онтологическое свойство, определяющее сущность?
В рамках данной социальной системы - да. В стране Творцов человек может быть либо зомби, либо выродком, и зависит от этого всё, и выбрать кем ты хочешь быть - нельзя.
Расизм? Ты как-то это слово употребляешь - не в исходном значении, а так всё-таки не стоит делать. Хотя я и не знаю, какое слово здесь применить, понятно, что "дискриминация по биологическому признаку", но это длинно, надо одним словом.
А потом - ну какое в ОО превознесение? Выродки в глазах зомби не хуже - они уроды, ошибка природы. Зомби для выродков - одурманенные люди, которые ненавидят выродков. При этом они друг в друге нуждаются, так что это своего рода симбиоз.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-10-01 10:10 am (UTC)
Я всего лишь задумалась, какое нужно иметь мировосприятие, чтобы рисовать такую социальную систему, вот и всё. Задумалась и ужаснулась, они же живут среди нас!
Ты совершенно правильно понял, в каком смысле я употребляю слово расизм, так что позволь мне и впредь в этом смысле им пользоваться. Я, честно говоря, не вижу особой разницы между этим значением и исходным.
Мнение зомби о выродках, как ты понимаешь, интересует выродков в последнюю очередь. Выродка могут ненавидеть и он сам может быть каким угодно моральным уродом, но он другой породы, высшей, этим всё сказано. Если это не превознесение, то я даже не знаю. Понимать под превознесением описание всеобщей любви к выродкам узковато по-моему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-10-01 10:21 am (UTC)
>>какое нужно иметь мировосприятие, чтобы рисовать такую социальную систему
я так понимаю, для этого не нужно особого мировосприятия, достаточно посмотреть вокруг - есть люди, которым физически неприятно объединяться с коллективом в едином порыве. Дальше придумывается общество, в котором такие люди выделены в отдельную категорию. Ну а все остальное накручивается дальше. Подозреваю, что постоянное излучение башен было придумано где-нибудь в середине работы над романом. Нормальный творческий процесс.
>>Ты совершенно правильно понял, в каком смысле я употребляю слово расизм
Интересуюсь: а Платон и Аристотель расисты?
>>Выродка могут ненавидеть и он сам может быть каким угодно моральным уродом, но он другой породы, высшей
Где в романе хоть что-нибудь говорится о "высшей породе"? Выродки - это обычные саракшцы, на которых излучение башен действует не так, как на остальных. Вот и всё. Теоретически, они могут быть основой для формирования новой породы (у люденов не такие реакции как у обычных людей), но это уже с опытом привлечения "Волны гасят ветер", в ОО об этом нет ни слова.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-10-01 10:42 am (UTC)
Это оно и есть, особое мировосприятие. Даже и башен не надо, чтобы смотреть на остальных как на недочеловеков.

Аристотель, насколько я помню, да, по его учению варвары биологически отличаются от эллинов. Платон, кажется, нет, но тут я информацией не владею.

Ну вот что, Олег. В романе Мак настолько высоко ценит ясную голову и способность проитвостоять манипулированию, что люди, которые это имеют, не могут быть хуже тех, у кого этого нет. А раз это обусловлено биологически и никаким научением не дается, то имеем, что имеем. Обычные, как же. Скажи тому же Быкову, что он обычный и обыкновенный, он тебе рассказет про имманентность, я думаю :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-10-01 10:59 am (UTC)
Я про Аристотеля и Платона в смысле их учения о строгом разделнии общества на классы.
>>В романе Мак настолько высоко ценит ясную голову и способность проитвостоять манипулированию, что люди, которые это имеют, не могут быть хуже тех, у кого этого нет.
Это уже навязывание персонажу своей картины мира. Да, Маку интереснее с выродками, с Зефом, с Вепрем, они ему ближе, но это же не мешает ему дружить с Гаем и с его дядей. И вообще - Максим судит по поступкам, и Гай ему куда ближе, чем интриганы из штаба подпольщиков или Умник.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 09:03 pm (UTC)
Ну да, Мак не выродок, Мак вообще мессия, не от мира сего, так что...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-10-01 10:02 am (UTC)
По сути, ОО - это история о том, как мессия постепенно осознаёт собственную природу и начинает действовать в соответствии с ней:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-09-30 09:05 pm (UTC)
Олег, когда ты рекомендуешь мне Быкова, я просто разрываюсь на части. Кончается дело тем, что я его, разумеется, не читаю, и мучаюсь из-за этого :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: galasdivided
2008-09-30 10:40 am (UTC)
Очень понравился ваш ЖЖ, я вас зафренжу и было бы круто если бы вы ответили взаимно;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kriscole
2008-09-30 11:33 am (UTC)
Точно ОО книга не простая и сильная, пожалуй моя их самая любимая. (ну ещё "хищьные вещи века" и ТББ и пожалуй стажёры и....:) )
Я Мака тож не идеализирую, хотя этот телёночек играть, особено играть в ярость "умеет" так, что я чуть не взвизгнула от шока когда впервые увидела, внешность шиш с ней, она дикая но не настолько. Кстати актёр этот, без этого украденного у хоббитов парика на Мака похож горааздо больше.
Ну так ОО я оочень люблю, поэтому смотреть на грядущую экранизацию мне просто очень грустно, уже ругать сил нет, просто очень печально.
И да, вздёрнуть дизайнеров-концептуалистов-или это Федя такой человек оркестр, кто придумал весь визуал, это какой-то долбанный маскарад с пласмасовыми пистолетиками, в неэргономичных безпросветно дибильных одеждах на машинах которые никогда не поедут.
Поцелуй из трейлера - полная копирка с Острова Майкла Бея, ну что так сложно своё придумать?! Да и не было у них с Радой никакого секса, или пипл без этого не схавает? У наших киношников отношение к зрителю как к быдлу, и они ещё смеют заикаться что публика "низкодуховная у нас"
Михалкова в роли Тадер просто ужас, дикий ужас!...На снимках с площадки она похожа на валютную проститутку, а не на подпольщицу с трудной судьбиной. Если уж так не имётся вставить затёртое узнаваемое лицо - Галина Тюнина идеально бы подошла на эту роль.
Ну вот, я всё-таки разошлась))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-09-30 08:08 pm (UTC)
Ога, выглядит мальчик неестественно
А на дизайн напрасно, напрасно - дизайн Федя потырил у самого Линча, из "Дюны", так что не надо - Линч плохо не делает, а Федя у кого попало не крадёт :)
>>Поцелуй из трейлера - полная копирка с Острова Майкла Бея
У меня такое ощущение, что весь фильм старые киноманы будут шуршать ручками по блокнотам, фиксируя, что откуда потырено :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kriscole
2008-10-01 07:13 am (UTC)
Ну во-первых Линч конечно не кто попало, но Федя крадёт крайне неумело, хватает быстренько, что-то помялось-что-то отвалилось, в спешке никто и не приметил))
Да и если визуал Дюны хорош сам по себе, это не значит что в любой фильм его уместно вставить
(Reply) (Parent) (Thread)