?

Log in

No account? Create an account
Аниме-сериал "Евангелие Нового Поколения" и его создатель - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Аниме-сериал "Евангелие Нового Поколения" и его создатель [Nov. 28th, 2008|12:14 am]
olnigami
[Tags|]

ninaofterdingen выложила вот здесь свои впечатления от аниме-сериала «Neon Genesis Evangelion» («Евангелие Нового Поколения»), сокращенно «Ева», с многочисленными спойлерами, правда, но по другому об «Еве» писать сложно..
А я, по мере сил, дополню то, что она написала. Понятно, раскрыть все символы «Евы» в одном постинге невозможно, так что я сконцентрируюсь на истории создания сериала и на авторе (одновременно и режиссере, и сценаристе, что важно) Анно Хидэаки.



Каков был первоначальный замысел «Евы», известно мало. Если судить по первым сериям, то она должна была стать очередным пополнением в могучий отряд «мех», то бишь аниме о боевых роботах. Хотя Анно, склонный к жанровым экспериментам, ввел в роли главного героя, пилота боевого робота, вовсе не активного, смелого и решительного юношу, а застенчивого и тихого школьника, склонного к рефлексии и меланхолии, и настолько миролюбивого, что в бой его удается загнать только долгими уговорами и прямым шантажом. Кроме того, Анно решил блеснуть познаниями и добавил в сериал ряд отсылок к еврейско-христианской мистике – каббала, копье сотника Лонгиния, тайные общества с далекоидущими хитрыми планами, для полноты картины не хватает только Грааля и Леонерадо да Винчи.

Тем не менее, несмотря на все нововведния Анно, сериал примерно до середины развивался вполне предсказуемо. Враги прилетают со злобными намерениями, а главный герой их доблестно изничтожает. В целях поддержания морального климата ему в помощь придали еще двух девочек-школьниц, одна – аутичная и серебряноволосая, другая – активная, боевая, и, понятное дело, рыжая. Девочки пилотируют боевых роботов и расхаживают по базе в тесных комбинезонах, услаждая взор зрителя, и кажется, что сериал пойдет привычным путем – малахольный мальчик излечится от своих комплексов, отрастит себе волевой подбородок, прорубится сквозь полчища врагов на Главную Базу и поразит Босса Уровня в самое его гнилое сердце, а напарницы в тесных комбинезонах будут рукоплескать и подпрыгивать, услаждая взор зрителей. Но где-то с середины сценарий взял да и пошел куда-то совсем не туда.

Вопрос о том, что же такое случилось с Анно, чем был вызван его неожиданный творческий надлом, обсуждался неоднократно. Злые языки говорили, что кризис у него начался задолго до «Евы», и кризис этот едва не довел Анно до «белой горячки», и вот, чтобы завязать с «кризисом» он и взялся рисовать этот сериал, но «кризис» оказался сильнее. Другие говорят, что Анно задумал этот лихой поворот сюжета с самого начала, но до поры до времени ловко скрывал свои намерения от продюсеров, справедливо опасаясь, что на такое экспериментаторство денег они не дадут. Но вот мне кажется, что Анно слишком уж много личного и мучительного для него вложил в образ застенчивого и легкоранимого главного героя, и в какой-то момент Анно этого просто не вынес, и сюжет начал разваливаться у него в руках.

В любом случае, последние серии «Евы» давались Анно с большим трудом. Сюжетные линии возникали и уходили в никуда, уровень таинственности вырывался за рамки допустимого, героев клинило уже совсем не по-детски. И при всем этом, как потом стало известно, на Анно постоянно давили продюсеры, которым очень хотелось, чтобы он побыстрее хоть как-нибудь эту муть закончил, пусть даже без разгрома Главной Базы и подпрыгивающих героинь в тесных комбинезонах. С будущим провалом продюсеры уже к тому времени смирились, расходы на сериал списали в безвозвратные убытки, и исходили только из того, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

И тут Анно выкинул свой самый хитрый фокус. В последних двух сериях фильма, в которых по идее должны были сойтись воедино все нити и получить разрешение все загадки, Анно вместо этого запустил... впрочем, нет, спойлерить я не буду, смотрите сами, испытаете столь же сильное желание стукнуть режиссера чем-нибудь тяжелым, как Линча после финала «Твин Пикса». Скажу только, что на такой сумасшедший ход ни до Анно, ни после не осмеливался никто из японских аниматоров, да и не японских тоже.

Злые языки говорят, что виной всему стало то обстоятельство, что к окончанию фильма Анно (и вся съемочная группа) уже настолько глубоко впали в «кризис», что, во-первых, ничего путного придумать все равно не могли, во-вторых, спустили в «кризис» все деньги, выделенные на сериал, так что пришлось им набросать быстренько всякую ерунду, и потом с умным видом объяснить, что это, дескать, очень умный и тонкий ход, который рядовым умам не понять.

Я же лично склонен думать, что Анно в последних сериях «Евы» окончательно запутался, разочаровался и в сюжете, и в героях, и в своих творческих способностях, и все возможные варианты развития ему показались скучными и пресными, поэтому он просто честно и от души расписался в собственном бессилии. Да, сказал он публике, я - депрессивный неудачник, бездарный сценарист и бесталанный режиссер, ни на что путное я не способен, могу только сидеть на стуле и жалеть себя, вот такой я есть - полюбуйтесь на меня.

Публика, надо сказать, такой, гм, благой вести от Анно не оценила. Поначалу-то ведь зрители восприняли «Еву» вполне благосклонно. Все-таки чего у Анно не отнимешь, так это профессионализма: диалоги, картинки, динамика, раскрытие психологии, классическое анимешное переключение между героическим и комическим – все это в «Еве» присутствует в полной мере. Да и неожиданный взгляд на, казалось бы, застывший в жестких рамках канона жанр «герой на боевом роботе спасает мир», многих заинтересовал, и туманные мистические намеки заинтриговали. Так что публика ожидала последних серий «Евы» с нетерпением, и такой ход в стиле «а достало меня это все, вот теперь что хотите, то и думайте» произвел эффект ну примерно как если бы на зажигательной вечеринке хозяин неожиданно под конец разрыдался, наговорил гостям гадостей и прогнал всех с глаз долой. Но, как это и бывает со скандалами, такой ход внимание к себе привлек изрядное, и за Анно укрепилась слава человека талантливого, но очень уж своеобразного.

Но спустя некоторое время, когда зрители отошли от первого шока, отношение к последним сериям «Евы» начало постепенно меняться. Люди ценят откровенность высказывания, пусть даже и не согласны с ним. Кроме того, было немало и тех, кто увидел в герое Анно самого себя: неудачливого, не приспособленного, болезненно реагирующего на всякое проявление недружелюбия со стороны других. Еще кто-то вспоминал себя в подростковом возрасте, и не мог не согласиться, что период начала взросления с его трагичностью (над которой взрослые только насмехаются), недоразумениями во взаимоотношениях с противоположным полом, неуклюжестью в поступках и словах раскрыт Анно с впечатляющей достоверностью. А потом, ведь у каждого человека в жизни бывало такое, что он чувствовал себя самым неудачливым и бездарным человеком на Земле, которого никто не любит, никто не понимает и не хочет понять, у которого нет ни прошлого, ни будущего, а только бесконечная тоска и осознание собственной бесполезности…состояние, которое Анно описывает с редкой прямотой и откровенностью. Потому очень многие, пересмотрев этот сериал, воскликнули: «да это ж про меня, про нас про всех, какие к черту волки боевые роботы!».

Но, хотя некоторого понимания в рядах зрителей со временем достичь удалось, все же осталось немало недовольных, которые считали, что Анно должен переделать последние две серии во что-то более понятное и удобоваримое. Анно несколько лет недовольно ворчал, что он никому ничего не должен, и что сказал все, что хотел сказать, а если кто-то чего-то не понял, то это уже не его, Анно, проблемы, но затем под давлением публики (и продюсеров, считавших, что надо ковать деньги, пока любопытство аудитории еще не иссякло) все-таки согласился и таки снял альтернативное окончание «Евы». Зрелище получилось масштабное, эпическое, мало проясняющее все бывшее до этого, скорее, напротив, окончательно запутывающее, но сделано было красиво, мощно, а главное – теперь у поклонников (и противников) «Евы» появилось еще больше возможностей для обсуждения сериала. После выхода в свет альтернативного окончания «Ева» окончательно и бесповоротно стала культовым сериалом, как точно сформулировал один из журналистов «АнимеГида»: «среди аниме «Ева» выделяется как гора Фудзи».

Что до моего личного отношения к двум окончаниям сериала, то я склонен видеть в них удивительную гармонию в натурфилософском (и каббалистическом) духе: классическое окончание отображало микромир, то есть душу главного героя, а окончание новое – макромир, в котором происходило то же самое, что и в микромире, но в масштабах всей планеты. Душевные метания подростка Анно уподобляет гибели всей Земли, и ведь действительно, для того, кто проходит через такие переживания все равно что весь мир рушится в бездну, а когда он все же преодолевает теневое состояние, то как будто и весь мир вместе с ним возвращается к жизни.

Самого Анно, кстати, этот сдвоенный финал не просто вернул к жизни, а сделал одним из самых известных и популярных аниматоров Японии. Видится мне в этом некая насмешка судьбы: человек, который так громко, как только мог, выкрикнул: «я – бесполезный, никому не нужный неудачник!!», стал благодаря этому знаменитостью. Ну что ж, по крайней мере, одного человека, своего создателя, «Ева» излечила от комплекса неполноценности, значит, не напрасно был нарисован этот сериал.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: roman_shmarakov
2008-12-02 04:31 pm (UTC)

оффтоп

Получил я книжку-то, Вами высланную. Так что Вы свои обязательства перед Ниной выполнили - теперь моя очередь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-12-02 08:16 pm (UTC)

Re: оффтоп

Отлично. Рад слышать.
(Reply) (Parent) (Thread)