olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Порко Россо в "35мм"

Сбылась моя давняя мечта – наконец-то я посмотрел «Порко Россо» на большом экране. В 35мм, с субтитрами, все как положено.
После просмотра много думал о том, что величие Миядзаки как аниматора - в его невероятной внутренней художественной свободе и умении эту свободу выразить. Мы в современном мире привыкли, что художественная свобода понимается как свобода нарушать культурные запреты, издеваться над моралью, употреблять нецензурную лексику и тому подобное. А ведь на самом деле творческая свобода – это способность увидеть образ, пусть даже самый дикий и абсурдный, и воплотить его на холсте, в музыке или в прозе, сделать его реальным и живым. Миядзаки мастерски владеет этим таинственным и непостижимым искусством. Ладно, нарисовал он свинью за штурвалом гидросамолета, бывает. После диснеевских «Утиных историй» и «Чудеса на виражах» таким уже не удивишь. Но вот поместить эту свинью в реальный исторический контекст, сделать ветераном Первой Мировой войны (свиньей он на войне стал – это типа такая контузия, ага), добавить к этому каких-то невообразимых воздушных пиратов, ресторанную певицу (естественно, с богатым прошлым, а как же), поднимающий голову итальянский фашизм, - да, до такого додуматься мог только Миядзаки. И только он мог сделать так, чтобы этот винегрет из «Красавицы и чудовища», Диснея, нуара и Ремарка смотрелся столь органично, привлекательно и, как это не странно прозвучит, естественно.
Даже свиной пятачок главного героя играет на восприятие, мало того, ближе к концу начинаешь понимать, что лучше выразить двойственную сущность Розового Свина Миядзаки никак не получится. Да, вот такой он – индивидуалист, циник, охотник за вознаграждениями и в то же время благородный и смелый пилот. И особенно хорошо двойственность Порко проявляется в его отношениях с родной Италией. С одной стороны, он очень хорошо знает цену «этой стране». Она отправила его на войну, где он убивал врагов и хоронил друзей, а теперь она снова бряцает оружием, и хочет его вогнать в строй, напялить на него униформу, сделать винтиком военной машины, лишить свободы выбора решений, опять заставить его убивать и хоронить. С другой стороны, он прекрасно понимает, что жить самому по себе, без участия в жизни общества, он может только оставаясь свиньей. Потому что свинью не берут в ВВС, потому что у свиньи нет ни родины, ни национальности, потому что, наконец, «лучше быть свиньей, чем фашистом».
Похоже, для Миядзаки тема взаимоотношений человека и общества очень болезненна (неудивительно, если учесть, что он из старшего поколения, и помнит, что это такое, когда родина отправляет тебя пинком в строй – убивать других людей, хочешь ты этого или нет), и особенно это проявилось в «Порко Россо». Миядзаки умен, и понимает, что не бывает никаких «благородных одиночек» и чистых душой анархистов. Нация, партия, государство, церковь – отвратительны, но без них человек становится свиньей. Вот и все. И выбирай что хочешь.
Но все же в конце мультфильма режиссер дает своему герою выход из этой безнадежной альтернативы между плохим и отвратительным. Выход этот, конечно же, банален и предсказуем, но и в этом тоже мастерство – дать самый предсказуемый и банальный, тысячу раз всеми виденный ответ таким образом, чтобы зрители испытали те же эмоции, что и в первый раз.

Да, и вот еще снеговичек в тему, спасибо l_greensleeves



Tags: Аниме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments