olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Обитаемый остров, фильм первый

Я все-таки сходил на самый обсуждаемый фильм января. Впечатления – двойственные. С одной стороны, грубых косяков в фильме пропасть, даже неудобно за авторов, все-таки уж нельзя так откровенно халтурить. С другой – все темы, заданные в книге, вполне раскрыты. Мальчик из счастливого мира, провалившийся в инферно (кстати, подумалось – в советской фантастике это была очень популярная тема, поднятая еще Ефремовым в «Часе быка», а затем выродившаяся до «Гостьи из будущего»), в фильме Макс еще наивнее и даже, пожалуй, инфантильнее, чем в книге. Осколок былой империи, воющий с бывшими провинциями, враги внутренние и внешние (а, кстати, никто не помнит, фраза «за деньги так сильно не ненавидят» из книги или это удачная сценарная находка?), прогнившая страна, бесчеловечные Неизвестные Отцы, деревянные солдаты в черном (одна из самых сильных сцен в фильме, в самом начале, гвардейцы впадают в патриотический восторг под действием излучения, и с лица Макса впервые сползает улыбка), подпольщики с их бешеной ненавистью. Все это есть и, в принципе, близко к тому, каким должно было быть... Но!

Снять этот фильм можно было лучше. Бондарчук показал себя слабым режиссерем. Он не выжимает из актеров все возможное и невозможное, он слишком увлекается внешними эффектами, он постоянно хочет сделать так же, как у Линча, Вачовски и еще десятка других режиссеров, создавая безумный коллаж из разных стилей, он не может добиться от сценаристов нормального связного сюжета (местами такое ощущение, что фильм снимали сразу по двум разным сценариям), он не может добиться от операторов нормальной съемки, а от монтажеров нормальной склейки... В результате фильм вышел ровно на том уровне, на котором работает сейчас российский кинематограф, а этот уровень - невысок. Была надежда, что Бондарчуку все-таки удастся прыгнуть выше головы, но нет – это обычный российский блокбастер. По отечественным меркам – очень приличный, по мировым – слабый (хотя и не настолько слабый, как почему-то все пишут).

Что касается злободневности фильма, то этого хоть отбавляй. Тут и негодяйские бывшие провинции, и преследование «несогласных», и печальные вздохи в стиле «раньше трава была зеленее, вода чище, люди добрее», и зомбоящик с «психопанорамой», много чего. И напрасно многие удивляются, что же это в фильме за тоталитаризм такой с базаром на улицах столицы и метросексуальным прокурором, где, мол, серые френчи, «больше трех не собираться» и строгая мораль? Так ведь в том и прикол, что Бондарчук тоталитаризм в фильме срисовал не с позднего СССР и не с Северной Кореи, а с России нулевых. Вот как раз такой «гламурный тоталитаризм» у нас и имеется. По государственной риторике полное впечатление кровавой военной деспотии, которая уничтожала внутреннюю оппозицию и вот-вот отправится завоевывать мир. А вот нам, изнутри и снизу, отлично видно, что это лишь пустое позерство и ничего больше. Особенно ясно это проявилось как раз на последнее Рождество, когда на госканалах царила православная теократия с митр. Кириллом, вещающим к народу а-ля аятолла Хомейни, и в то же время на дециметровых каналах бурлило совершенно не православное и ни разу не теократическое веселье. А что до метросексуальных прокуроров, об этом исчерпывающе высказались авторы «Нашей Раши», создав незабываемый образ депутатов, страдающих о России то в стриптиз-баре, то в казино. Так что это не у Бондарчука в фильме внутренне противоречивое общество, это у нас в реале оно такое.

И, кстати, я после просмотра подумал – а ведь в стране Отцов совсем нет идеологии. Ну или есть какая-то такая упрощенная типа «мы нормальные, все остальные – выродки, гады, и хотят нашей гибели». Ни тебе социализма, ни тебе национализма, не говоря уж о либерализме. И с религией как-то совсем никак. Откуда там взяться моральному кодексу? Похоже, на Саракше общественная мораль одна - «люди делятся на тех, у кого пистолет, и тех, кто копает». Впрочем, а что, у нас в стране сейчас сильно по-другому?

И еще – я с интересом жду второй части. Хочется посмотреть на Колдуна и белую субмарину, хочется узнать, как сценаристы распорядились судьбой Гая, не говоря уж о финальном разговоре Странника с Максимом.
.
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments