?

Log in

No account? Create an account
Суббота, 21 марта. Выставки. - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Суббота, 21 марта. Выставки. [Mar. 23rd, 2009|10:52 pm]
olnigami
[Tags|]

Однако, напряженные выдались прошлые выходные. Особенно суббота. Сплошные культурные мероприятия: две выставки и один концерт. Сначала после церковного служения сестры пригласили на выставку «Беляковской моногравюры» в Петровском монастыре. Оказалось весьма интересная вещь: гравер Белякова (отсюда такое название) выцарапывает на металлических пластинах цветные картины, причем цвет (или, может, правильнее сказать иллюзия цвета?) получается только за счет разной глубины царапин и разных углов приложения инструмента, только для черного цвета она использует сажу. С художественной точки зрения, надо сказать, гравюры выглядят довольно заурядно, но за счет преломления цветов создается голографический эффект, так что можно минут пять разглядывать каждую гравюру с разных сторон, любуясь переливающимися оттенками разных цветов. Впечатление завораживающее, и, что характерно, фотографией этого впечатления никак невозможно передать. Выставка бесплатная, но на выходе стоит ящик для добровольных взносов, продлится она до конце месяца, а потом в апреле будет еще одна, с бОльшим количеством работ, но уже в другом месте.

Да, еще на выставке постоянно присутствует организатор, куратор и директор в одном лице. Он весьма вдохновенно рассказывает о художнице, гравюрах, выставках, рассказывает долго и подробно, так что может несколько поднадоесть, но все же приятно послушать увлеченного своим делом человека, в наши дни они встречаются все реже и реже.

После «Беляковской моногравюры» мы неожиданно решили зайти в музей современного искусства, который находится как раз напротив Петровского монастыря (подумалось, кстати, что такое взаимное месторасположение можно само по себе считать произведением современного искусства: «Архитектурная инсталляция: традиция и современность», например). Во дворе музея посмотрели на скульптуры Зураба Церетели, которых там с каждым годом становится все больше. Я поужасался на Высоцкого-мутанта, у которого из левого плеча как вторая голова растет православная церковь, а из груди – гитара и странные щупальцеобразные отростки, по всей видимости, изображающие собой пальцы, а что у него с бедрами я даже боюсь и предположить.

А вот скульптуры простых жителей Тбилиси (точильщик ножей, старьевщик, художник и т. д.) Церетели замечательно удались, приятно посмотреть. Простоватые, трогательные, дружелюбные – вот умеет же скульптор, когда захочет, жаль, не нашел я в Интернете фотографий этих скульптур. Но вот за Высоцкого он напрасно взялся, по-моему. Вообще, не везет Барду на скульптуры, та, что стоит на Страстном бульваре неподалеку от музея тоже не фонтан, хотя до церетелевского шедевра ей далеко.

Еще во дворе стоит большая скульптура сурового мужика в балахоне с поднятыми руками. Я с первого же взгляда узнал в нем Его Тень из сериала Lexx, но когда подошел ближе, увидел табличку, которая гласила, что это вовсе не Его Тень, а святая Нина. Разочарованию моему не было предела.

А внутри, в самом музее, сейчас идет выставка «От штудии к арт-объекту». Идея примерно такая: берется несколько маленьких комнат, в которых развешаны тематические подборки произведений современного искусства, темы такие: натюрморт, пейзаж, портрет, ню, мастерская.... еще какие-то, не помню. То есть выставка как бы охватывает все аспекты художественного творчества, не только его стили/разновидности, но и все, что с ним напрямую связано. Таким образом сама выставка как бы превращается в произведение искусства, рефлектирующее все искусство целиком, в ту самую каплю, в которой отражается мир.

В теории концепция красивая, но в реальности произведения современного искусства не так-то легко классифицировать, тем более по таким параметрам, так что некоторые параллели выглядели откровенно притянутыми за уши. И как всегда неприятно сказывается основная проблема современного искусства – на любой выставке всегда как минимум половина произведений представляет собой визуализацию простеньких каламбуров.

При просмотре выставке я в очередной раз не мог не отметить того факта, что в словосочетании «современное искусство» прилагательное с каждым годом все больше теряет смысл – треть, если не больше, работ на выставке датировалась семидесятыми, а то и шестидесятыми годами (даже одна работа Кандинского была). А в относительно новых работах чувствуется некая тень усталости. Искусство, которое поставило себе цель удивить и шокировать зрителя, ныне вызывает хихиканье, максимум недоуменное пожимание плечами, а удивить и шокировать оно может разве что человека из совсем уж глухой деревни, да и то – если только в деревне телевизора нет.

Мне еще потом подумалось, что как бы мы не ругали постмодернистское искусство, а все же... оно, по крайней мере, было частью какого-то большого стиля, какой-то эпохи. А вот теперь оно уже можно считать умерло (и сгнило), а ему на смену пришел какой-то странный сплав всех времен, эпох и стилей, причем не такой, как в постмодерне, когда все стили и эпохи считались равноценными, а художники черпали из сразу из десятка источников и создавали самые причудливые смеси, нет, то время прошло, сейчас стили существуют относительно автономно и при этом одновременно, как параллельные миры. И каждый может сам выбрать, в каком стиле или в каком наборе стилей (и соответствующих этим стилям культурных и языковых реальностях) ему жить. Может, со временем из этого и вырастет новое искусство, почему бы и нет. Ну а пока что нам остается смотреть, как концептуалисты пережевывают всю ту же жевачку, возраст которой перевалил уже за полвека (а если с Малевича считать, то уж почти век).
linkReply