?

Log in

No account? Create an account
Посмотрел сегодня «Аватар»... - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Посмотрел сегодня «Аватар»... [Dec. 30th, 2009|02:10 am]
olnigami
[Tags|]

..вот что имею сказать:

1. Мне не нравится 3D, ни в кино, ни в игрушках. Подделка под реальность, нечто мертвое, пытающееся выглядеть как живое; вроде смотришь – человек, а потом раз – какое-то неправильное, механическое движение, неправильная мимика (самое слабое место 3D-моделей), слишком уж гладкая кожа – и понимаешь, что фальшивка, зомби, живой мертвец. Ощущение весьма неприятное. А в «Аватаре» эта техника достигла таких высот, что уже и толком не поймешь где рисованное, где натуральное. Глаза говорят: «настоящие деревья, настоящие туземцы», а мозг чует, что его дурят, и оттого напрягается.
Но самое забавное-то, что фильм ведь по идее об единении с природой, преимуществе натурального перед искусственным и все такое, а снят по самой что ни на есть искусственной технологии. Так что получается фальшивка и снаружи, и внутри.

2. Биологическая цивилизация, любимая игрушка фантастов 60-х и 70-х, в фильме получилась просто на заглядение. Жизнь в единении с природой (животные – братья, земля – мать) обряды инициации – все очень достоверно, и именно достоверность сыграла с режиссерским замыслом злую шутку. Главный герой несколько раз говорит о свободе, которая есть у аборигенов и которой нет у землян («наемникик корпорации»), а из фильма вполне четко видно, что никакой свободы на самом деле у местных нет и в помине. Вся их жизнь зарегулирована ничуть не меньше, чем жизнь морпеха или офисного клерка, а, может, даже и покруче, потому что у морпеха есть свободное время и отпуск, у офисного клерка есть вечер пятницы и уик-энд, абориген же всегда живет общественной жизнью, с рождения до смерти, и никакого «бунта», никакого «подпольного человека», никакой диссидентщины; без племени ему просто не выжить. Такая система покруче любого тоталитаризма будет. И в сценах совместных ритуалов это видно как нельзя лучше, и особенно подчеркивается тем, что все аборигены «подключены» к дереву жизни (привет Матрице!).

3. Почему-то, как я заметил, обсуждение «Аватара» в этих наших интернетах в основном свелось к предательству главным героем человечества. Не знаю, что за такой комплекс у постсоветских людей на тему предательства, спорить на эту тему они могут до бесконечности, генерала Власова вон уже затрепали до полной неразличимости, а теперь на «Аватар» переключились. Причем во главу угла почему-то ставятся в основном биологические критерии – принадлежность к народу или расе, что, по-моему, шаг назад даже по сравнению с советской идентификацией по классовой принадлежности (что, конечно, тоже не здорово). Кстати, забавно, но ведь в советские времена фильм наверняка бы спокойно выпустили на экран (порезали бы, может, эпизоды с «суевериями»), потому что это кино про национально-освободительное движение и борьбу против корпораций, милитаристов и капиталистов, и о предательстве главного героя и речи бы не было, наоборот, молодец – перешел на сторону угнетенных, возглавил их борьбу, еще хорошо было бы тему межзвездного интернационала добавить, ну типа там герой связывается с правильными землянами и те немедленно присылают ему звездолет с техникой и оружием, военспецов и контейнер брошюр по марксизму-ленинизму и диалектическому материализму))

Но если серьезно, лично меня вот какая тема в этом вопросе заинтересовала – а ведь герой стал членом племени, и если бы он остался с людьми, то получается он предал бы доверившихся ему аборигенов. То есть с какой стороны не посмотри, в любом случае оказался бы он редиской, причем сам он этого не догоняет до самого последнего момента. Это ведь на самом деле такой поворот, что не дай Бог никому – направо пойдешь, своих предашь, налево пойдешь... тоже своих предашь, только других своих. И никакого третьего пути нет, разве только что как атаман Каледин – пуля в голову, так это ведь тоже не выход. Вот и думай тут. Герой, правда, по простому решил: где любимая, там и свои.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kriscole
2009-12-30 01:21 am (UTC)
>>у офисного клерка есть вечер пятницы и уик-энд, абориген же всегда живет общественной жизнью, с рождения до смерти, и никакого «бунта», никакого «подпольного человека», никакой диссидентщины; без племени ему просто не выжить.
--------------
Ну так а что хотите от первобытного общества
"Свобода" это просто красное словцо, На'ви не свободу имеют, а гармонию.
Что там Джейк думал про предательство родины уж не знаю, наверно ничего:)) тут упор скорей на то что свои делают не правильно и всё
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tananda_
2009-12-30 07:54 am (UTC)
Конечно, гармонию. Например, скрутить птеродактиля, проорать "тымой!" и потом летать на нем, пребывая в наивном убеждении, что это и есть ничем не замутненный симбиоз - вполне земное и цивилизованое представление о гармонии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-12-30 05:45 pm (UTC)
Да, я думаю, главный герой еще поймет, что со свободой у туземцев совсем не так хорошо, как ему казалось. Когда пройдет эйфория от полетов на ящерицах и тому подобной экзотики, окажется, что жизнь в племени - это постоянные поиски пропитания и сказки у костра. Ни пива, ни телевизора, ни, страшно подумать, футбола.
Джейк - не мыслитель, это точно)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ivankozhukhov
2009-12-30 08:31 am (UTC)
Извини, весь пост не смог прочитать, слишком "многА букАв" для меня. Да и аватар я пока не смотрел, по этому не хочется корректировать будущее впечатление чужой критикой. На аватар пойду в аЙмакс. я в защиту 3Д хочу высказаться.
Я вообще подсел на 3д, и меня прямо прет. считаю что это очень мощный шаг в кинематографе. Последнее что смотрел, это Рождественскую Историю. Там было очень много сцен где зритель буквально парит между зданиями и над крышами домов и улиц. Полагаю что впечатления усилены тем, что ты какое-то время вполне естественно стоишь на месте, а потом как-будь-то отрываешься от земли и полетел.. Ощущения были настолько схожими с тем что я когда-то весьма часто наблюдал во сне (не без участия собственной воли для осуществления полета) что от напряжения начинало (приятно!) сводить мозг. Предполагаю что в Аватаре таких головокружений должно быть тоже немало. А по поводу натуральности, мы были еще на фильме "на глубине морской" или что-то в этом роде, там весь фильм натуральные съемки. Тоже очень круто. Для реабилитации 3Д рекомендую сходить!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-12-30 05:59 pm (UTC)
Вот-вот, как во сне, это точно. Смотришь и не знаешь, то ли в кинотеатре сидишь, то ли над деревьями летаешь. Мне это не нравится, я предпочитаю точно знать, где я и в каком состоянии. Боюсь я этих мозговых обманов, может, слишком много Филиппа Дика в детстве читал, не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: l_greensleeves
2009-12-30 09:20 am (UTC)
Спасибо большое! Из всех мною читанных отзывов Ваш более всего совпал с моими собственными впечатлениями. А я-то думала - что меня так в этом фильме напрягает... А ведь все просто: чем искуснее мертвое притворяется живым, тем более оно отвратительно. И к мнимости пасторальной "свободы" - плюстыщу :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ddkozlov
2010-01-04 09:24 pm (UTC)
Хороший отзыв, интересный, спасибо автору, как раз завтра и собираюсь посмотреть...
Вот только насчет "аборигенского тоталитаризма" и "пасторальной свободы"... Может, в фильме это действительно не удалось передать, но, насколько могу судить по разным рецензиям и отзывам, Кэмерон рассказывает историю про иную цивилизацию, во многом похожую на традиционные восточные культуры. А там просто иное представление о свободе (примерно как в индейской или традиционно японской культурах; для Кэмерона индейская, видимо, ближе). Свобода выполнить свое предназначение. Или не выполнить. Свобода занимать предназначенное тебе место под солнцем. Свобода принимать, а не защищаться и/или отстаивать. Вот почему это представление так притягательно, как мне кажется, для западного индивидуалистического и аналитичного ума: вроде бы, никакой индивидуальности, личностности, а свобода - есть... И не только свобода. Видимо, просто Кэмерон, как человек полностью западный, это ощущение свободы передать не в состоянии: такой тип культуры остается для него герметично упакованным.
Такая получается (перефразируя) "тоска по иной культуре", и неспособность выразить иное - эту тоску должно только обострять.
Интересно будет посмотреть Аватар, имея в голове гипотезу о таком (в том числе) творческом импульсе Кэмерона при создании фильма в том числе. Так, наверное, будет интереснее )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: l_greensleeves
2010-01-05 06:23 am (UTC)
Конечно, то, что показано, - не тоталитаризм в полном смысле слова. По-моему, это некое усредненное первобытное общество, причем именно в восприятии романтически настроенного европейца, и потому - фальшивое.

А приступы тоски по первобытности случались еще в незапамятные времена (в Древней Греции, кажется, была традиция идеализировать "благородных дикарей"?). Тоска, конечно, романтическая, но мне не нравятся ее последствия :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strem_lenie
2009-12-30 02:58 pm (UTC)
Интересная рецензия. Я в основном восторги по поводу этого фильма видела в интернете. Сама не ходила еще, и не хотела, увидев картинки, но столько восторгов, что решила сходить. И даже после этой рецензии пойду все равно ) А по поводу рисованных героев согласна - не понимаю, почему от них все так тащатся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2009-12-30 06:04 pm (UTC)
Не, сходить надо. Это как раз зрелище для кинотеатра - красиво, масштабно, мелодраматично. Правда, поначалу скучновато, но как только начинаются виды Пандоры, тут уж все - можно не обращать внимания на сюжет, смотреть только на пейзажи и зверушек.
(Reply) (Parent) (Thread)