?

Log in

No account? Create an account
Бунтарь Иисус - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Бунтарь Иисус [Jan. 19th, 2010|03:12 am]
olnigami
[Tags|, ]

Читал на праздники Маркуса Борга - «Бунтарь Иисус», там есть интересный и непривычный (по крайней мере, для меня) комментарий к известной притче о самарянине. Борг обращает внимание на то, что в тексте о человеке, избитом разбойниками, говорится «едва живой», то есть потерявший сознание и со стороны выглядящий как труп. А священникам и левитам по Закону нельзя было прикасаться к мертвому и даже близко приближаться. Именно поэтому и священник, и левит - подошел, посмотрел, пошел дальше. То есть получается и тот, и другой вовсе не моральные уроды, оставившие раненого человека без помощи (как об этом принято писать), а люди, строго и безукоризнено выполнившие предписания Закона.

Вот такая интересная ситуация получается. Борг проводит параллель между этой притчей и притчей о блудном сыне, в которой старший сын тоже строго соблюдает закон, обижается на несправедливость со стороны отца и при этом притча построена так, что симпатии слушателей отнюдь не на стороне старшего сына. А я вспомнил даже не эту притчу, а историю о том, как Иисус спас блудницу – тоже ведь порядочные, добродетельные граждане искренне хотели выполнить требование Закона.

Так получается, что в трех самых известных историях Нового Завета люди, строго выполняющие Закон Божий, изображены либо моральными уродами (священник и левит), либо лицемерами (люди, хотевшие побить камнями блудницу), либо просто остаются в дураках (старший брат). А те люди, которые Закон всячески нарушают (и самарянин, кстати, тоже, ведь с точки зрения иудея самаряне грешники по определению) получают прощение (блудница), награду (блудный сын), и симпатии слушателей (самарянин). То есть, если уж совсем грубо сказать, в трех этих притчах добродетель терпит поражение, а грешники торжествуют!

И понятнее становится, почему синедрион решил убить Иисуса. Не бунта они испугались, не нового лжеМессию, они таких навидались много, испугались неизвестного. Слишком уж сильно Иисус отличался ото всех учителей, пророков, бунтовщиков. Иоанн Креститель был синедриону понятен, Варрава – тоже, а вот Иисус... Знает Писание, ведет сам праведную жизнь, и при этом мало того, что якшается со всяким сбродом, так еще и постоянно этот сброд возвеличивает, грешники у Него оказываются лучше праведников, грешников он называет солью земли и светом мира, а праведников – змеями и побеленными гробами, Закон, святой Закон, Моисеев Закон, начало и конец иудейской жизни, Он ставит ниже какой-то непонятной милости, которую на бумаге не запишешь, кодекс на ее основе не создашь, инструкцию не разработаешь.

А уж что это за «Царство Божье», о котором Он проповедует и о котором молится, чтобы оно было на земле, как на небе, оно явно не похоже на то царство, о котором мечтают фарисеи, книжники и священники. Они-то уверены, что в этом царстве главными будут соблюдающие Закон, дающие большие пожертвования, храмовые служители, короче – все будет также как сейчас, только без власти Рима. А послушать Иисуса, так получается, что в Царстве Божьем не будет богатых и бедных, главенствующие будут слугами, две монетки вдовы будут цениться больше, чем сундук с золотом богача, на царский пир позовут нищих...

«Этот человек опасен!» Он внушает людям ложные надежды, он призывает людей к чему-то странному, чему-то такому, что страшно даже и вообразить, особенно человеку опытному, с государственным мышлением, понимающему, насколько дика та система, о которой говорит Иисус, насколько она бредова. Ведь никогда так не бывает, чтобы не было богатых и бедных. «Если в обществе ходят денежные знаки, должны быть люди, у которых этих знаков много» - это справедливо для любого общества во все времена. Никогда не бывает так, чтобы вожди были слугами, ну либо они будут таковыми только по названию, как в советски времена, в любом обществе всегда выстраивается иерархия, так всегда было и так всегда будет.
Ну а что будет, если народ действительно всерьез воспримет высказывания Иисуса как политическую программу и попытается ее реализовать... впрочем, такое себе даже члены синедриона вообразить не могли, это мы в 21 веке знаем, что насаждаемые силой свобода, равенство и братство держатся ведут к большой крови, и держатся на протяжении жизни нескольких поколений, а потом опять возвращаются к «обычному» строю, зачастую в еще худшем виде, чем он был ранее. Иисус-то ведь говорил о том, что необходимо сначала достичь Царства Божьего внутри себя, а потом учить других людей приходить в их внутреннее Царство Божье, но Его неправильно поняли тогда, неправильно понимают и сейчас...

Но, тем не менее, в чем я согласен с Маркусом Боргом, так это в том, что Иисус заслужил звание бунтаря, мятежника, анархиста. Он пришел разрушить сложившийся порядок вещей, излечить падших от греха, а праведников выбить из панциря гордыни, выставить на посмешище привычные представления о первых и последних людях в обществе, подорвать закон, мораль, этику и психологию семейной жизни бомбами милости и благодати... Конечно же, это не могло закончится иначе, как смертью, такие вещи коллектив, общество, закон никому и никогда не прощает. Худший из бунтовщиков не тот, кто идет против властей с оружием в руках, не тот, кто только лишь обличает и выводит на чистую воду, а тот, кто говорит «можно и нужно жить лучше, жить светлой, настоящей жизнью», и не только говорит, но и живет именно так.

Я понимаю, что поздравления с Рождеством величайшего бунтаря в истории человечества, мягко говоря, запоздали, но это все же такое событие, с которым поздравить никогда не поздно и не рано.

С РОЖДЕСТВОМ ВАС ХРИСТОВЫМ!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: soyka62
2010-01-19 09:31 am (UTC)
спасибо) помню, меня эти обстоятельства тоже сильно удивляли. думаю, представления о законе, награде за его соблюдение и т.д. сейчас таковы же. так что вопрос бунта остаётся актуальным по сей день.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2010-01-19 10:00 pm (UTC)
Кто-то из богословов всю историю христианства описывал как непрестанную борьбу "веры" с "религией", живого общения с Богом и мертвой инструкцией. И в наши дни происходит все то же самое, большинство споров на христианских форумах сводится к теме "законом или благодатью".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)