olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Аниме-сериал "Самурай Чамплу"

Сколько я ни слышал и ни читал об аниме-сериале “Самурай Чамплу” (или как на каком-то сайте перевели - «Самурайский винегрет»), везде в обязательном порядке упоминались его крышесносность и безбашенность, во что, в принципе, вполне верилось, учитывая, что режиссировал этот сериал Синтъиро Ватанабэ, автор “Ковбоя Бибопа”. Правда, такое упирание посмотревших сериал именно на безудержную авторскую фантазию и дикие замесы из всего что только можно, несколько настораживало, потому как за фантазиями и замесами автор может невзначай многое упустить, например, сюжет или прорисовывание характера персонажей.
Но оказалось, что опасался я все-таки зря, хотя нарезано в этот винегрет действительно очень много всего. Режиссер небрежно смешал самурайский боевик с квестом, намутил туда же всевозможных отсылок к современной молодежной (и не только молодежной) культуре, а также японской истории и проблемам взаимоотношений Японии и других стран. Сейчас такое смешение жанров, стилей и эпох принято называть «постмодернизмом», хотя на самом деле подобный подход для европейской культуры отнюдь не нов, для художников до эпохи Возрождения вполне обычным делом было рисовать обстановку на картинах в современном (для художников, конечно) стиле. В музее им. Пушкина, например, есть совершенно замечательная картина, на которой изображены Иоанн Креститель и Георгий Победоносец, поклоняющиеся младенцу Христу, причем Иоанн на этой картине – вполне взрослый человек, а Георгий Победносец обряжен в полный средневековый доспех. А уж нарисовать Соломонов Храм в готическом стиле или святое семейство на фоне голландских мельниц для художников той поры было вполне обычном делом. Так что Ватанабэ в этом сериале скорее возрождает старую традицию новыми визуальными средствами, чем занимается постмодернистскими играми, но об этом подробнее я скажу немного позже, пока же стоит разобраться с сюжетом.
По своей композиции «Самурай Чамплу» - это что-то вроде роад-муви. Трое главных персонажей путешествуют по Японии в поисках «самурая, который пахнет подсолнухами», по дороге они, как водится, постоянно влипают в разные приключения, знакомятся с разными людьми и все больше сплачиваются в одну команду. В этом сериале, так же как и в «Ковбое Бибопе», проявилось замечательное умение Ватанабэ работать с короткими сюжетами и сплетать разножанровые новеллы, объединенных главными героями, в сложный и красивый венок. Собственно, и герои «Самураи Чамплу» во многом напоминают героев «Ковбоя Бибопа». Они точно так же не склонны подчиняться законам и правилам, точно так же рассчитывают исключительно на собственные силы и отличаются резкостью и независимостью в поступках и суждениях и точно так же скрывают что-то в своем темном прошлом. Но есть между сериалами и разница: главный женский персонаж «Самурая» - добродушная, беззащитная и несколько наивная Фуу не очень-то похожа на безбашенную и циничную Фей из «Ковбоя». Если Фей в своих поступках и в своих мотивациях напоминала других членов команды, а потому не могла выступать посредником между ними, то кроткая и беззащитная Фуу в «Самурае Чамплу» скрепляет команду путешественников, без нее бывший пират Мугэн, отмороженный бандит и убийца, и бывший самурай Дзин, бесстрастный и одинокий, никогда не смогли бы сотрудничать. Поэтому в «Самурае» все трое, несмотря на разногласия, становятся друзьями и одной компанией, в то время как в «Ковбое Бебопе» герои так до конца и остаются блуждающими звездами, которых судьба случайно свела на одном корабле. В целом «Самурай Чамплу» более оптимистичен и более радостен, в нем нет давящей безнадежности и отчаяния, как в «Ковбое Бибопе», возможно, это происходит потому, что «Ковбой» строился на использовании джазовых и блюзовых мелодий (этот сериал часто называют визуализацией джаза), а «Самурай Чамплу» проникнут легким, насмешливым духом фанка и хип-хопа.
Ну и напоследок о том, почему я не считаю «Самурай Чамплу» постмодернистским сериалом. Во-первых для постмодернизма важен не сюжет, не прорисовка характеров и особенностей взаимоотношений между персонажами, а исключительно игра со стилями и цитатами. Если продолжать кулинарные аналогии Ватанабэ, то постмодернизм – это когда блюдо практически целиком состоит из приправ (поэтому, кстати, постмодернизм у многих вызывает изжогуJ). А вот в «Самурае Чамплу» смешение жанров и эпох (то есть использование приправы) не является самоцелью, это лишь способ создать фон для коротких отточенных рассказов с четко прописанным сюжетом и проработанными характерами.
Во-вторых, для постмодернизма характерно насмешливое и игровое отношение к сюжету и персонажам, а также снижение эмоционального напряжения путем насмешки, сведения к абсурду или сведения к банальности. А в «Самурае Чамплу» режиссер относится и к сюжету, и к персонажам вполне серьезно. Когда речь доходит до человеческих отношений, режиссер оставляет свои ерничанья и начинает говорить о том, что по-настоящему важно. Мне порой даже кажется, что Ватанабэ снимал «Самурая Чамплу» (так же как перед этим «Ковбоя Бибопа») и устраивал все эти дикие замесы с музыкой, приключениями, драками и погонями, чтобы иметь возможность сказать простую и привычную истину вроде «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» или «Человек ни черта не может один» и не показаться при этом пафосным или банальным.

З. Ы. Чуть не забыл. Почему-то за все 26 серий так ни разу и не была раскрыта тема цветущей сакуры. Зато теме грибов была посвящена целая серия… точно так же как и в «Ковбое Бибопе». Вот он – характерный почерк мастера.
Tags: Аниме
Subscribe

  • Подборка майских фото

    На майские праздники с трудом, но всё же удалось собраться с силами и вылезти из дома. В поселок художников на Соколе и ещё в одно малопопулярное (и…

  • Прогулка в парке

    Несколько фотографий с сентябрьской прогулки в Тимирязевском парке. Не помню точную дату, помню, что в тот день Кольта.ру устраивала фестиваль в…

  • Поездка в Питер. Фотографии.

    И в завершении отчёта о Санкт-Петербурге несколько фоток. 1. Ворота Новой Голландии. Классно же, да? А за ними, увы, мерзость запустения, и только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments