?

Log in

No account? Create an account
9 мая 2010 года - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

9 мая 2010 года [May. 11th, 2010|01:00 am]
olnigami
[Tags|, ]

Я обычно 9 мая сижу дома, максимум – пройдусь по родному Коптево, посмотрю на местные простодушные праздничные мероприятия, и обратно домой – заниматься весенней уборкой. А в этом году меня совершенно неожиданно, без предупреждения и предуведомления, вытащили гулять в Сокольники и на Красную площадь.

В Сокольниках я за 32 года жизни в Москве ни разу не бывал, но премного наслышан был достохвального об этом легендарном парке. Слухи оказались отнюдь не пустыми, Сокольники и впрямь производит чудесное впечатление истинно народного места отдыха в старом, ностальгически-советском стиле. Очень мне понравились тамошний большой ботанический сад, он же розарий, шахматно-шашечный клуб, окруженный столиками для соответствующих игр, а также танцевальная площадка, работающая ежедневно с разными стилями танцев, причем стоимость входа на площадку зависит от стиля, так, «бальные танцы» стоят 50 рублей, а «мелодии нашего двора» - 100, из каковых расценок сразу понимаешь, что пользуется большей популярностью среди населения и какие танцоры более платежеспособны.

Праздник в Сокольниках отмечался с размахом. Возле входа в парк на сцене шел концерт (попса+советская эстрада+фолк – стандартный праздничный набор), перед сценой ролевики-затейники (то есть, миль пардон, реконструкторы) в форме и в окружении старой техники изображали войнушку, а со сцены ими очень громко и крайне назойливо командовал какой-то артист театра и кино. В остальном народ просто гулял по парку и всячески развлекался, благо есть чем - и аттракционы, и катания на лошадях и прочих транспортных средствах, все это представлено в парке в немалых количествах.

А вот потом из Сокольников нас зачем-то понесло в центр, где проходили «народные гуляния», то есть по проспектам и площадям (на которые предусмотрительно закрыли въезд транспорта) плотно сбитые толпы людей плавно перетекали туда-сюда между металлических барьеров и рамок металлоискателей под громкую музыку и под строгим контролем ОМОНа, выстроившегося повсюду шеренгами. Я тоже бродил вместе со всеми, как бы сливаясь с массами, и размышлял над тем, каков смысл «праздничных гуляний по центру». Понятно, что это явление носит религиозно-экстатический характер – гуляние до усталости («до упаду»), громкая музыка, алкогольные напитки (хотя пьяных я ни одного не видел, похоже, милиция их четко отсекала), пребывание в сакральном месте (ощущение сакральности усиливалось тем, что от метро до Красной площади надо было пройти через несколько кордонов, и чем ближе к площади, тем усерднее милиция обыскивала и заставляла выбрасывать все подозрительные предметы) и в конце гуляний подразумевался салют как кульминация и катарсис.

Но какова глубинная цель этих мероприятий? По идее, они должны приводить к единству, объединению всех участников в некоем духовном поле переживания – радости или скорби, не суть важно. Но достигается ли единство на самом деле? Мне вот показалось, что не было единства, было много отдельных компаний, которые гуляли сами по себе, но я не могу об этом судить – я себя нехорошо чувствую в толпе, на меня давит, когда кругом столько людей, столько медленного, хаотичного и разнонаправленного движения, я не чувствую подключения к общему духовному полю, у меня, похоже. нет в мозгу какой-то структуры, которая позволяет вливаться и ощущать себя частью общего процесс. Поэтому я и интересуюсь – а как другие себя чувствуют, те, у кого такая возможность есть? Действительно ли они чувствуют какие-то внутренние изменения в ходе этого мистериального действа и какие именно? И проявляется ли это потом как-то в социальной жизни или просто остается заметкой в памяти: "я 9 мая был на Красной площади"?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: strem_lenie
2010-05-10 10:23 pm (UTC)
Попробую ответить на твой вопрос. Ибо, было время, когда я любила такие общегородские празднества. Я тогда была школьницей, и все это было вновинку и очень клево.

Да, было чувство единения с людьми, чувство какого-то общего порыва. Мы ходили на такие мероприятия с подругой, пили вино из бутылки, сидели на травке и знакомились с симпатичными ребятами. Причем, для того, чтобы познакомиться, не нужно было предпринимать никаких усилий - просто, все в этот день были какими-то открытыми и расположенными к общению, и нам лишь нужно было отвечать тем, кого мы заинтересовали. Вот такой вот конкретный был интерес :) Просто, это были такие моменты, когда можно было запросто заболтаться с незнакомцем - ну, как на курортах бывает. А потом, после праздника, это все забывалось, и да, просто память "я был на Красной площади 9 мая". Правда, речь тут не о Красной площади - эти времена были, когда я еще жила в родном Калининграде, а у нас там не Красная площадь, а Остров Канта. Но суть одна и та же )

А вот когда я начала работать корром, я неизменно попадала на подобные мероприятия на съемки, и буквально с первого же, где я работала, я эти общегородские празднества невзлюбила. Потому что очень четко видела грань - они отдыхают, а я работаю. Причем, поскольку приходилось быть трезвой, эта грань была весьма отчетливой - тогда не так строго было насчет пьянства, и большинство гуляющего народа, у которого я брала интервью, было под шафе, что раздражало. Ни о каком единении в моем восприятии речи тогда уже не было.

Ну, и с тех пор я не люблю массовые гуляния, ни в родном городе, ни в Москве. Пусть мало пьяных, но все равно это дело ассоциируется у меня с металлическими рамками, закрытием привычных выходов из метро, орущими сценами, толпами и прочим дискомфортом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2010-05-11 12:10 pm (UTC)
Спасибо за ответ.
Все-таки получается без изменяющих сознание веществ праздник уже не так воспринимается.
А насчет знакомств я забыл написать про молодых людей, напряженно сканирующих толпу явно с целью обнаружить свободных девушек. Вот уж кто однозначно ответил бы на вопрос о цели и смысле проведения массовых мероприятий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strem_lenie
2010-05-11 09:34 pm (UTC)
Это да )

А вот по поводу изменяющих сознание веществ - не знаю. Задумалась, может ли у меня быть праздник без них. Поняла - да, может, но при условии, что не просто смотришь на что-то, но и участвуешь (аттракционы, танцы). Хотя, театр - исключение. Но уличный концерт - не, не катит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 0ratoria
2010-05-11 11:15 am (UTC)
Интересно, а вот когда ты в церкви, ощущаешь ли общее духовное поле с собратьями по вере? Есть ли у евангельских христиан какие-то духовные практики, как в буддизме или церковные службы, как в православии? Я недавно смотрела сайт баптистов и думала об этом - мне кажется, мистицизма им не хватает. Воспитание детей есть, забота о морали и нравственности, просвещение и чтение проповедей тоже есть. А вот нечто такое, что бы давало ощущение мистериального действа, мне кажется, отсутствует. Или, может, я ошибаюсь?
Вообще, мне кажется, время массовых сакральных действ прошло, всё это выродилось и превратилось в мероприятие для галочки. Сакральное всё больше переходит в сферу индивидуального богоискательства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2010-05-11 12:18 pm (UTC)
Общее духовное поле в церкви ощущаю, но довольно слабо.

>>Есть ли у евангельских христиан какие-то духовные практики, как в буддизме или церковные службы, как в православии?
Есть, конечно. Есть совместное пение, совместная молитва. И причастие, конечно же. Все примерно так же как было у первых христиан.
Евангельские христиане и баптисты - это умеренно-консервативное крыло протестантизма, есть более радикальные в духовной части церкви - пятидесятники и еще более радикальные - харизматы. У них и мистицизма, и духовных практик, и совместных действий гораздо больше, даже, пожалуй, чересчур много, их порой заносит в мистику в ущерб богословию и изучению Слова.

>>Вообще, мне кажется, время массовых сакральных действ прошло, всё это выродилось и превратилось в мероприятие для галочки.
Не знаю, мне кажется, скорее произошло изменение массовых сакральных действий... ну вот допустим, просмотр кино в кинотеатре в какой-то части напоминает совместный мистериальный ритуал.
(Reply) (Parent) (Thread)