olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

"Метро 2033"

Давно хотел записать несколько мыслей про «Метро» Глуховского и вот, наконец, дошли руки до этой темы. Кому интересно, прошу под кат.

«Метро 2033» - это, по-моему, такой очень своеобразный пример литературно-критической путаницы. Почему-то эту книгу принято относить к научной фантастике по разделу «постапокалиптика». А ведь на самом деле никакая это не фантастика и даже не фентези (что бы там под этим словом не подразумевалось), а самое натуральное визионерство в стиле Даниила Андреева. Глуховский что-то такое увидел и попытался описать, используя, естественно, тот язык, которым владеет. Иоанн когда-то описывал свое видение на Патмосе языком иудейской апокалиптики, а Глуховский языком апокалиптики современной – с мутантами, радиацией, крысами и войной всех против всех.

И точно так же как бессмысленно толковать буквально Апокалипсис Иоанна (точнее это даже не бесмыслица, а проявление дурного вкуса), расписывая события последних дней по годам и месяцам и гадая, что это за саранча, подобная «коням, приготовленным на войну», то ли рыцарская конница, то ли танки, то ли вовсе демоны, точно так же бессмысленно искать в романе Глуховского логические неувязки, нарушения законов физики, биологии и социологии. Да, все эти нарушения там имеются в преизобилии и что? Для научной фантастики это было бы недопустимо, для визионерского романа это нормально, вот так человек видит и вот такие символы использует.

Тут возникает хороший вопрос – а как же толковать то, что привиделось Глуховскому? Считать ли это просто пересказом дурного сна (а надо отдать должное автору – ощущение вязкого кошмара он передает очень точно – одна сцена с «библиотекарями» чего стоит) или же за этими символами стоит нечто большее?

Я не зря в начале вспомнил Даниила Андреева, очень уж мне «Метро» напоминает описания инфернальных миров в «Розе мира». Вечная ночь, жуткие монстры на поверхности, души, спасающиеся в немногочисленных убежищах, гнетущая атмосфера уныния и злобы... Такое ощущение, что герои «Метро» провалились именно в такой мир, только непонятно почему.
Или вот другое, злободневное, трактование – «Метро» служит своего рода символическим описанием современной России. Кругом – развал и катастрофа после проигранной войны, на «поверхность» (то есть в публичную сферу, ну и вообще куда-то вне своего привычного круга «дом-работа-дача») страшно выйти – там монстры: ОМОН, олигархи, Кремль, шоу-бизнес и самое страшное - «умники» (они же «библиотекари»). Поэтому немногие нормальные люди сидят внизу, занимаются своими мелкими делами, никуда не лезут и не отсвечивают, но зато ведут жестокую внутреннюю войну, что тоже соответствует действительности, посмотреть хоть сколько у нас народу гибнет от «бытовухи» - уровень агрессивности у наших народных масс зашкаливающей и реализуют эту агрессию в основном друг на друге. «Черные», которые упорно лезут в подземелье, страшные, чужие, пугающие – понятно кто. Тут уловлено стопроцентно точно - «черных» у нас в народе действительно не любят, боятся и презирают одновременно, за людей не считают совершенно.

Но я все же не думаю, что стоит так прямолинейно и плоско толковать «Метро 2033», мне хочется думать, что действительно у Глуховского случился «пробой» в иную реальность и он эту реальность по мере сил описал, а уж как эта реальность связана с нашим миром... ох, ну вот как вы думаете, видения Даниила Андреева соотносятся с нашей реальностью? Я когда его читал местами поражался, насколько точно передана картина, а местами думал «нет, лажа», и с Глуховским также – есть отрывки, в которые веришь сразу и безусловно, а есть такие, над которыми даже и смеяться не хочется, настолько они надуманны. Мне кажется, беда в том, что Глуховский и сам поверил, что пишет «постапокалиптику» и поэтому дополнил свои видения попыткой логического анализа, объяснения и прочими размышлизмами, в результате получилось так: когда он пишет то, что видит – это получается сильно, когда он пишет то, что думает – неинтересно и даже как-то, извините, глупо. Хотя, с другой стороны, вот, допустим, крышесносное разделение по цветам – на красной ветке засели коммунисты, на коричневой – фашисты, оно в рамках логического, научно-фантастического мышления воспринимается бредом собачьим, а для логики сновидения как раз очень даже нормально; кстати, если читать «Метро» как Льюиса Кэрролла, совсем другое впечатление роман производит.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments