olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Семинар о православии

В блоге oleg_gavrysh выложено видео с семинара Павла Тогобицкого «Во что верят православные»: http://oleg-gavrysh.livejournal.com/78120.html#cutid1
Тогобицкий рассказывает о течениях в современном русском православии, о роли предания и о православном понимании спасения. Довольно подробно, с хорошим знанием дела и достаточно объективно (хотя от пары шпилек все же не удержался). Интересное у него представление расклада сил внутри православия, хотя, понятное дело, несколько упрощенное, но я до сих пор не встречал такого четкой и внятной классификации. Православные стараются свои внутренние разногласия не афишировать, так что о разных течениях внутри православия и около него приходится узнавать по косвенным данным.

На последнем видео сурьезный юноша в костюме недоумевает, почему церковь с таким неправильным богословием столь популярна, а Павел Тогобицкий ему пытается объяснить то же самое, что я повторяю, когда заходит разговор о православии – что православное богословие внутри себя вполне логично, связано и систематично, хотя эта логика и систематичность не такая, к которой привыкли мы, воспитанные на западном методе анализа и рассуждения. Но я не согласен с другой мыслью Тогобицкого – что православное богословие далеко отошло от Евангелия. Христианское богословие, и не только догматы, но и сам язык разговора о Боге после Евангелия создавались церковью в первые столетия ее существования, а затем, можно сказать, этот язык разошелся на два диалекта – западный и восточный, а затем эти диалекты превратились в два относительно самостоятельных (хотя и во многих вещах схожих) языка, в свою очередь тоже разбились на диалекты, и сейчас мы уже с трудом понимаем друг друга. А какой из этих языков-трактовок правильнее... да оба они «неправильные», потому что оба они происходят от языка ранней церкви и сильно отличаются от этого языка, точно так же как и латинские языки – это «по-разному неправильная латынь». Хорошо еще, что нас объединяет выработанный ранней церковью Никео-Константинопольский символ веры, своего рода последний словарь единого языка, после которого пошло разделение.

Автор постинга пишет что представленный материал - это «то, чему учат в протестантской Реформатской Церкви», хотя, на деле, насколько я знаю, в протестантских церквях о православии вообще не учат. Не то чтобы это было безразлично, все-таки некоторый интерес к православию в протестантской среде существует, но в основном у тех, кто активно интересуется богословием и благовествует в реальном мире или в Интернете. А что до остальных верующих – шанс встретиться с настоящим, не номинальным православным, у них невелик. Во-первых, и протестантов, и православных в России очень и очень мало, во-вторых, и те, и другие стараются кучковаться внутри своих маленьких субкультур, ограничивая общение с другими конфессиями лютыми спорами на форумах, в-третьих, играет свою роль социальный фактор – так сложилось, что православные в основном принадлежат к гуманитарной интеллигенции, а протестанты больше ориентированы на средний класс, так что им в реальной жизни и встретиться-то практически негде, и общий язык найти затруднительно. Соответственно, и неоткуда появиться настоящему интересу друг к другу. И это жалко, потому что контакт между двумя разными богословскими течениями был бы интересен и тем, и другим. Но как знать, может, когда и та, и другая конфессии действительно станут массовыми, будут составлять хотя бы по 10% от населения России (что, честно говоря, при нынешнем положении дел видится недостижимой утопией), может, тогда появится желание диалога. Главное только, чтобы диалог не перерос в войну.
Tags: Вера, Ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment