?

Log in

No account? Create an account
Торренты по советски - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Торренты по советски [Oct. 2nd, 2010|12:15 am]
olnigami
[Tags|, ]

Прочел на этом сайте о том, как в Советском Союзе народ обменивался музыкой. Даааа… наши страдания по вопросам торрентов и файлообменников на этом фоне кажутся детским лепетом.

Поскольку метод отправки катушек наложенным платежом себя быстро изжил (вызвав небезосновательные подозрения на почтах), Ушаков и Левченко решили ввести в действие абонементную систему.
Суть ее состояла в следующем. Клиент покупал книгу и отправлял ее в столицу ценной бандеролью. Дело было хорошее, поскольку читать официально изданные книги пока еще никому не запрещалось. Даже в СССР. В книгу вкладывался конверт, в котором находилась купюра достоинством в сто рублей. Это означало, что клиент из города Икс продлевает «подписку» и автоматически получает из Москвы все новые записи. Естественно, что посылки с катушками отсылались не с того отделения, на которое приходила ценная бандероль, а совершенно с другого. Отделения связи и «связные» менялись, как перчатки - чтобы не примелькаться. Конкретно у Ушакова пересылкой занимались старшие дети - будущий скрипач Илья и будущая певица Илиана (ученики соответственно 10-го и 8-го классов). Чувствуя общую напряженность ситуации, Валерий Петрович сжег блокнот с адресами иногородних «писателей», а их координаты перенес в нотную тетрадь для сольфеджио. Был даже придуман специальный код. Шифровка была несложной. Вместо названий городов в тетрадь вписывались номера населенных пунктов в атласе СССР. Цифровые коды городов, номера домов и квартир обозначались при помощи нот, а между собой разделялись при помощи тактов. Если бы подобное «музыкальное произведение» увидел специалист с консерваторским образованием, он наверняка бы решил, что автор этого опуса сошел с ума. Однако с ума сходить никто не собирался - несмотря на то, что Ушакову приходилось запоминать наизусть названия десятков улиц - словно контрразведчику высокого класса...

Вообще, интересно как-то сейчас воспринимаются такие факты советской жизни. Такая разница, действительно две разных страны. Те, кто родился конце 80-х и позже, наверное, даже и не в силах понять и представить – зачем запрещать музыку, зачем преследовать тех, кто ею обменивается, да еще и в такой жесткой форме. По современным понятиям ведь как – есть спрос, значит, надо его удовлетворить, конечно, с лицензиями, авторскими отчислениями, налогами и так далее. А то, что делало советское государство – это дикость, которая никак в голове не укладывается.

И вот поди объясни, что СССР был государством идеологическим, что власти заботились обо всех сторонах жизни населения, в том числе и культурной, причем вполне искренне, с уверенностью в своей правоте. И что какие-то вещи, для нас совершенно безобидные, оно считалоь развратом, растлением и чуть ли не предательством (мне, кстати, у кого-то хорошее замечание встретилось, что в позднем СССР правительство состояло в основном из вчерашних крестьян и культуру они понимали по-крестьянски, поэтому такой популярностью пользовались народные песни, эстрада, ВИА, а рок, явление сугубо городское, для них был абсолютно чужд).

Все-таки в этом переломе конца 80-х-начала 90-х есть что-то такое… было что-то одно, причем не просто как набор отдельных правил и норм, а как система, связанная, внутренне логичная, стройная. А потом – раз… и вот уже строится другая система, на совсем других основаниях, с другими правилами. И хотя сейчас, когда становление новой системы в значительной степени завершено (ну или, по крайней мере, нам бы хотелось так думать), оказалось, что она отнюдь не столь радикально отличается от предыдущей, как нам хотелось в начале изменений, все равно – разница колоссальна. Именно в этих принципах, благодаря которым совершенно невозможно себе представить коллизию, описанную в вышеприведенной цитате.

Конечно, что-то можно объяснить с точки зрения современного деления истории 20 века на модерн и постмодерн. СССР 80-х годов был таким поздним, выродившимся модернистским проектом, существующим в условиях жестокого кризиса модерна и нарастающего постмодерна. Но тут тоже есть интересный момент – мне кажется, что перестройка конца 80-х как раз не была переходом к постмодерну. Это изначально был вполне модернистский проект – желание изменить общество, придать ему большего динамизма, способности к прогрессу, модернизации и развитию. А постмодернистская «контрреволюция» произошла в начале нулевых, с приходом Путина. Тогда Россия свернула с модернизационного пути на традиционалистский (думаю, сейчас это уже вполне очевидно), а традиционализм – это сугубо постмодернистское явление. Впрочем, это уже отдельная мысль, которая требует отдельного рассуждения.
linkReply