olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Торренты по советски

Прочел на этом сайте о том, как в Советском Союзе народ обменивался музыкой. Даааа… наши страдания по вопросам торрентов и файлообменников на этом фоне кажутся детским лепетом.

Поскольку метод отправки катушек наложенным платежом себя быстро изжил (вызвав небезосновательные подозрения на почтах), Ушаков и Левченко решили ввести в действие абонементную систему.
Суть ее состояла в следующем. Клиент покупал книгу и отправлял ее в столицу ценной бандеролью. Дело было хорошее, поскольку читать официально изданные книги пока еще никому не запрещалось. Даже в СССР. В книгу вкладывался конверт, в котором находилась купюра достоинством в сто рублей. Это означало, что клиент из города Икс продлевает «подписку» и автоматически получает из Москвы все новые записи. Естественно, что посылки с катушками отсылались не с того отделения, на которое приходила ценная бандероль, а совершенно с другого. Отделения связи и «связные» менялись, как перчатки - чтобы не примелькаться. Конкретно у Ушакова пересылкой занимались старшие дети - будущий скрипач Илья и будущая певица Илиана (ученики соответственно 10-го и 8-го классов). Чувствуя общую напряженность ситуации, Валерий Петрович сжег блокнот с адресами иногородних «писателей», а их координаты перенес в нотную тетрадь для сольфеджио. Был даже придуман специальный код. Шифровка была несложной. Вместо названий городов в тетрадь вписывались номера населенных пунктов в атласе СССР. Цифровые коды городов, номера домов и квартир обозначались при помощи нот, а между собой разделялись при помощи тактов. Если бы подобное «музыкальное произведение» увидел специалист с консерваторским образованием, он наверняка бы решил, что автор этого опуса сошел с ума. Однако с ума сходить никто не собирался - несмотря на то, что Ушакову приходилось запоминать наизусть названия десятков улиц - словно контрразведчику высокого класса...

Вообще, интересно как-то сейчас воспринимаются такие факты советской жизни. Такая разница, действительно две разных страны. Те, кто родился конце 80-х и позже, наверное, даже и не в силах понять и представить – зачем запрещать музыку, зачем преследовать тех, кто ею обменивается, да еще и в такой жесткой форме. По современным понятиям ведь как – есть спрос, значит, надо его удовлетворить, конечно, с лицензиями, авторскими отчислениями, налогами и так далее. А то, что делало советское государство – это дикость, которая никак в голове не укладывается.

И вот поди объясни, что СССР был государством идеологическим, что власти заботились обо всех сторонах жизни населения, в том числе и культурной, причем вполне искренне, с уверенностью в своей правоте. И что какие-то вещи, для нас совершенно безобидные, оно считалоь развратом, растлением и чуть ли не предательством (мне, кстати, у кого-то хорошее замечание встретилось, что в позднем СССР правительство состояло в основном из вчерашних крестьян и культуру они понимали по-крестьянски, поэтому такой популярностью пользовались народные песни, эстрада, ВИА, а рок, явление сугубо городское, для них был абсолютно чужд).

Все-таки в этом переломе конца 80-х-начала 90-х есть что-то такое… было что-то одно, причем не просто как набор отдельных правил и норм, а как система, связанная, внутренне логичная, стройная. А потом – раз… и вот уже строится другая система, на совсем других основаниях, с другими правилами. И хотя сейчас, когда становление новой системы в значительной степени завершено (ну или, по крайней мере, нам бы хотелось так думать), оказалось, что она отнюдь не столь радикально отличается от предыдущей, как нам хотелось в начале изменений, все равно – разница колоссальна. Именно в этих принципах, благодаря которым совершенно невозможно себе представить коллизию, описанную в вышеприведенной цитате.

Конечно, что-то можно объяснить с точки зрения современного деления истории 20 века на модерн и постмодерн. СССР 80-х годов был таким поздним, выродившимся модернистским проектом, существующим в условиях жестокого кризиса модерна и нарастающего постмодерна. Но тут тоже есть интересный момент – мне кажется, что перестройка конца 80-х как раз не была переходом к постмодерну. Это изначально был вполне модернистский проект – желание изменить общество, придать ему большего динамизма, способности к прогрессу, модернизации и развитию. А постмодернистская «контрреволюция» произошла в начале нулевых, с приходом Путина. Тогда Россия свернула с модернизационного пути на традиционалистский (думаю, сейчас это уже вполне очевидно), а традиционализм – это сугубо постмодернистское явление. Впрочем, это уже отдельная мысль, которая требует отдельного рассуждения.
Tags: Заметки, Цитаты
Subscribe

  • Конференция на праздниках

    На ноябрьские праздники ездил во Владимир на традиционную ежегодную конференцию российских Calvary Chapel (я на английском название пишу, потому что…

  • Притча

    Все забываю написать, я ведь перед майскими праздниками ездил на конференцию в Питер. Было интересно, как и всегда. Приезжал пастор Кен Ортиз,…

  • Фото с конференции

    Разобрал свои фотки с владимирской конференции, еще подкинули немного чужих, получилась небольшая подборка. Итак: Красивая дорога, залитая солнцем.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments