?

Log in

No account? Create an account
Оригинал и копия - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Оригинал и копия [Nov. 18th, 2010|11:24 pm]
olnigami
[Tags|, , , ]

Из вот этого обсуждения того, что такое икона, на полит.ру:

«Там я видел, как эти иконописцы работают. Перед ними стоит мольберт с образом. Иконописец пишет икону Христа. И рядом с ним стенд, на котором выложены самые разные образы Христа, начиная с VI века (там был знаменитый Синайский Пантократор), по конец Византии, то есть по XV век. Порядка 10 разных образов Христа. Он смотрел на эти образы за 1000 лет и писал свой.

Б.Д.: Не воспроизводя какой-то один конкретный, а вдохновляясь.

А.Л.: Да, вдохновляясь, как бы мы сейчас сказали, синтезируя и отбирая то, что ему наиболее близко и то, что ему кажется самым точным, глубоким и органичным. А были мастера, у которых эти образы вообще были в уме. Например, есть знаменитый документ о том, как работал Феофан Грек, великий, гениальный, мы можем без всякого преувеличения употребить это слово, византийский мастер, который в конце XIV века пришёл на Русь. Есть письмо монаха Епифания Премудрого своему другу, Кириллу Тверскому, где он описывает, как работает Феофан Грек. Он говорит о том, что он пишет образы, не глядя на образцы, а в процессе работы рассуждает на философско-богословские темы. Образ, который у нас плохо ассоциируется с традиционным иконописцем, а скорее с каким-то маэстро эпохи Возрождения. Великие художники византийские работали так. "

Однако, чем больше я узнаю подробностей о порядках в византийском православии, тем больше понимаю, насколько все же далека нынешняя российская православная церковь от своей прародительницы, и насколько она беднее и проще. Копия всегда хуже оригинала, а тут ведь даже не просто копия, а копия с копии – на первый взгляд, все абсолютно идентично, а как начинаешь присматриваться – там чего-то не хватает, тут искажено.

Ну и, конечно, в очередной раз удивляешься, насколько византийская культура была пронизана христианским духом, как любые творческие порывы византийцев сводились ко Христу, не по принуждению, а искренне и с любовью. Черта, которой в русской культуре появилась где-то только в 19 веке, с зарождением славянофильства. Но, увы, тот с самого своего зарождения вступила в конфликт с «левой» стороной русской культуры, той, которую принято именовать западнической (хотя мода на традиционализм тоже ведь не родное для Руси явление, она во многом появилась под влиянием европейского романтизма). В этот самый конфликт большая часть энергии русского христианского возрождения и ушла, к сожалению.

Впрочем, я вообще очень сомневаюсь, насколько возможно абсолютное точное воспроизведение тех обычаев церковной жизни, что были в ходу тысячу лет тому назад. Все равно, как ни старайся получаться какие-то реконструкторские игрища с фанерными мечами, а если даже и с металлическими, то все равно затупленными. И это правило на всех распространяется – чтобы ни говорили евангельские христиане о возврате к «простоте первой церкви», ну не получится все равно, никуда от исторического груза, от накопленных традиций и обычаев, не денешься. Можно делать вид, что все как у церкви первых веков, можно делать вид, что все как у византийской православной церкви периода расцвета, но это все - фанерные мечи и плащи из занавесок.

А в России к этому еще добавляется русская способность любое позаимствованное иностранное явление переделать на русский лад (Левша – вот истинно русский архетип). И православие на русской почве незаметно мутировало, и протестантизм. Я вот немного общаюсь с американскими протестантами, немного представляю, как у них в Америке все организовано, и вижу, насколько у нас в России все отличается. Причем что характерно – опять же, отличается не в критериях лучше-хуже, а сложнее-проще (или шире-уже). Русский протестантизм гораздо проще, беднее, уже американского, нет у нас такого размаха, разнообразия полноты жизни.

Это, кстати, в чем-то и хорошо – нет у нас радикально настроенных направлений вроде южных фундаменталистов, осаждающих абортарии и угрожающих убийством всем, кто им не по нраву. Да и крайних либералов, видящих в Библии нравоучительно-символичное художественное произведение, у нас тоже нет. Это уж не говоря о христианских феминистках, теологии освобождения, «черном Иисусе», ну и т. д. Только ведь это и есть жизнь, та самая пресловутая «цветущая сложность» когда есть и крайние, и умеренные, и фанатики, и высоколобые А вот этой-то цветущей сложности у русского евангельского движения и в помине нет, так он, увы, и остается бледной копией с американского оригинала.
linkReply